Найти в Дзене
Обзоры от Лёхи

COVID-19 наносит удар или как мы деньги за тур возвращали. Часть 1.

Оглавление

Начинаю интереснейший обзор.

Речь пойдет о том, как в условиях COVID-19 мы пытаемся вернуть деньги за тур, который не состоится из-за вируса.

Ты помнишь, как все начиналось?

Небольшая предыстория:

Мы с женой летом 2017 года сыграли свадьбу. А уже в декабре 2019 года накопили денег на свадебное путешествие =).

В январе 2020 года мы решили обратиться к знакомой из турагентства, чтобы она рассказала нам как и где правильно можно отдохнуть за наш скромный бюджет, а также предложила тур.

Выбор пар на "Европейскую Турцию". Именно так нам был представлен райский уголок Турции, где царит солнце, относительная тишина и даже наличествует собственная лагуна.

"Будем брать" подумали мы. Я забронировал нужные числа отпуска (начало июня) на работе, а жена приготовила обойму кремов от загара. Благо зимой кремы стоят недорого.

Песец начал свое наступление

Некоторое время думал добавить букву "Д" в заголовке, но у меня же культурный канал.

Везти нас в Турцию должен был туроператор ООО "Регион туризм", с сайтом с официальным сайтом (вот так сюрприз) www.anextour.com.

Песец уже как-то подкрадывался к нам со стороны данного туроператора. В прошлый раз мы летали с ним в еще более солнечный Тунис. Но это, привет программе "Доброе утро, страна", "Уже совсем другая история".

11 января, на следующий день после того, как мы заключили договор, в Китае сообщили о первой смерти человека, заразившегося COVID-19.

Уже 30 января ВОЗ признает вспышку COVID-19 "чрезвычайной ситуацией в системе общественного здравоохранения, имеющей международное значение" (PHEIC).

Но это же все пока "там", "у них". У нас пока не припекло как следует.

Мартовские коты-путешественники поднимают тревогу

А вот в марте на работе нет-нет да проскакивают фразы про вирус. Кто-то уже всерьез обеспокоен, а кто-то только шутит. Я из тех, кто "лучше перебдеть, чем недобдеть", писал об этом в предыдущей статье, поэтому пишу 7 марта нашей знакомой из агентства:

Турция как раз закрыла границы для НЕКОТОРЫХ стран. России в этом списке не было.
Турция как раз закрыла границы для НЕКОТОРЫХ стран. России в этом списке не было.

В ответе знакомая говорит, что запрета МИДа не было, поэтому мы скорее всего заплатим штраф, если отказываться от тура. А далее, если страну закроют, то туроператор будет возвращать деньги турагентству, а турагентство - нам. Ну и что смысла волноваться нет, наслаждайтесь, что купили недорого и ждите поездки.

По штрафу за отмену мы тоже узнали, на тот момент он составлял 100 евро на двух человек.

Проходит еще 20 дней.

Вместе с цифрами в отчетах о заразившихся в нас с женой растет желание аннулировать тур. Но, на одной чаше весов знакомая, которая давно работает в туризме, эксперт, она-то глупости не посоветует. На другой чаше - наш здравый смысл:

Последний вопрос больше о степени доверия эксперту
Последний вопрос больше о степени доверия эксперту

Ждать или переносить срок, операторы не отдают сейчас деньги. Если границу закроют - предложат депозит, то есть сохранить деньги у оператора и купить тур потом (возможно с доплатой). Если требовать деньги - то их отдадут не раньше, чем все закончится. Пока стоит подождать июня и там действовать.

Такой ответ мы получили.

Я также спрашивал, откуда возьмется штраф, если сейчас все закрыли и ни полететь, ни заселится никуда не получится. По факту ведь услуги не оказаны. На что получил рассказ о чартерных рейсах, которые заранее оплачиваются и бронирования в отелях. При этом я все равно не понял: чартеры не возвращают деньги, если никого никуда на повезли?

Апрельские хиханьки да оханьки

В апреле мне в голову приходит очередной вопрос:

На тот момент Россия наконец-то закрыли границу, при этом Турция для России - нет.
На тот момент Россия наконец-то закрыли границу, при этом Турция для России - нет.

Теперь знакомая сказала, что именно Россия закрыла границы и чартеры отменены только до конца апреля (то есть наш июньский рейс как бы может состояться). За уплаченную сумму на август тур перенести не получится.

Я скидываю статью из Тинькофф журнала (кстати всем рекомендую, очень полезные статьи там в житейском плане): https://journal.tinkoff.ru/ask/faq-coronavirus/ и говорю, что вроде как пишут можно деньги вернуть.

Наш эксперт отвечает, что нет, никому ничего не возвращают и даже не стоит пробовать. Депозит наше все.

В этот период начинаются с нефтью скачки курса доллара и меня начинает напрягать, в какой валюте депозит будет и не превратятся ли наши деньги в половину наших денег, на которую можно будет разве что два раза в магазин сходить.

Ответ на валюту депозита я так и не получаю. Зато получаю ответ по поводу статьи.

В тот момент как раз все ругались, почему у нас нет ЧС
В тот момент как раз все ругались, почему у нас нет ЧС

Действительно, ох, Лёша - Лёша, а деньги-то надо было забирать раньше.

Тут видно, что я пытался изложить свою позицию как можно подробнее
Тут видно, что я пытался изложить свою позицию как можно подробнее

Маяться - так в мае

Еще немного помониторив ситуацию и поняв, что ловить нам нечего, 4 мая решаем написать о желании оформить возврат.

Почему так долго мы сомневаемся:

1) В отпуск хочется, к морю хочется, отменять тур не хочется. Хочется следовать совету специалиста и просто перенести тур на подальше. Пусть неудобно будет с отпуском, пусть страшно заразиться

2) Нам говорят, что деньги не вернут, даже если будет судебное решение

3) Как и любым русским, нам не хочется ходить по судам, писать заявления, мы же как все. А все, как нам сказали, сидят с депозитами и ждут

А вот аргументы, почему решили все таки действовать и отстаивать права.

Отмечу, что ни я, ни жена не являемся юристами и размышляем и действуем в силу своих знаний и опыта:

1) Депозит дают (по крайней мере нам) до конца 2021 года. Где гарантия, что к этому моменту туроператор не объявит себя банкротом и не перестанет отвечать по обязательствам?

2) Что если с рублем ситуация будет еще печальнее? К тому времени, когда можно будет поехать, наши деньги могут подешеветь вчетверо. Тогда придется доплачивать внушительную сумму.

3) Перенос тура на какую дату мы сможем сделать? Мы хотели лететь, когда у нас отпуск. После лета отпуска у нас нет. Если переносить на август...хм, а что, в августе ситуация с вирусом станет лучше? Или если все ломанутся за границу, не придется доплачивать еще столько же?

4) Допустим мы пожалеем туроператора, как, якобы, делают все. Мы хорошие и деньги у него свои не забираем. А то ведь вдруг они бедные закроются и тогда никто не улетит, но если никто не закроются, я подозреваю никто жалеть туристов, которые захотят улететь не будут и цены влупят дай боже.

5) В любом случае денег, видимо, долго не увидать. Только в случае с возвратом они будут хотя бы в натуральном виде.

6) Если деньги сохраняются на депозите, в чем проблема их отдать покупателю? Где логика в том, что "сейчас никто деньги не возвращает, но дают депозиты"

Как рождаются волны

В итоге мы взяли заявление на сайте Роспотребнадзора, распечатали и заполнили. Если отразить его суть, речь в нем идет о том, что если бы мы знали о коронавирусе и о том, что мы не сможем поехать, то договор бы не заключали. Вот точная формулировка:

Ст. 451 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Далее еще несколько положений:

Ростуризм принимает решение о наличии угрозы безопасности туристов в соответствии с приказом Минкультуры России от 27.06.2012 N 666 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания».
При этом согласно информации на сайте Ростуризма от 19.09.2020 «Рекомендации о выезде» туристам, выезжающим за пределы РФ, рекомендовано по возможности, временно воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации до нормализации эпидемиологической обстановки.

Кроме того,

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.03.2020 № 7 на лиц, прибывающих из-за границы, вложенность обязанность соблюдать домашнюю изоляцию в течение 14 дней со дня въезда в РФ.

И еще:

Согласно информации на сайте Росавиации от 22.03.2020 https://favt.ru/ с 23.03.2020 прекращено авиасообщение со всеми странами, за исключением регулярных вылетов из г. Москва в утвержденные города и чартерных рейсов для вывоза граждан РФ. Таким образом, мой авиаперелет не может состояться в связи с запретом перелетов.

Такой вот гамбит, по сути после ссылки на Гражданский кодекс идет разъяснение, почему мы не могли знать об обстоятельствах, которые последуют после заключения договора и далее требование вернуть деньги в течение 10 дней.

Вот это поворот

Во время подачи заявления мы узнали, что турагентство еще никому не вернуло деньги в нынешней ситуации, а также то, что такие заявления даже не отправлялись туроператору.

Вот это поворот!
Вот это поворот!

И что получение таких заявлений у них даже не фиксируется!

Нет, вот это поворот!
Нет, вот это поворот!

Мы настояли на отправке заявления оператору и регистрации его в агентстве, а то как мы еще докажем, что его подавали?

Что дальше?

Продолжение следует. Подписывайтесь на мой канал, чувствую, будет интересно.