Найти тему

4 ответа на вопросы про задержку развития ребенка

Задержка психического развития. Что это?
Понятие “задержка психического развития” используется для определения отклонений психического развития детей, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, но при этом отстают в своем развитии от сверстников, испытывают трудности в обучении. Предполагается, что у детей с таким диагнозом имеется потенциальная способность к развитию и обучению, но в силу определенных причин она была не реализована, и это привело к появлению новых проблем в учебе, поведении, здоровье.

Каковы причины?

Причины обусловлены действием ряда факторов как биологического, так и средового (в частности социального) плана:

-генетическими, внутриутробными нарушениями;

-патологией родов;

-интоксикациями;

- органическими повреждениями;

- травмами;

- вредными экологическими воздействиями;

- недоеданием;

- депривацией;

- педагогической запущенностью;

- неблагоприятными условиями воспитания.

Задержка развития характеризуется нарушением развития отдельных психических функций: памяти, внимания, речи и мышления, а также межфункциональных связей. Специфика нарушений заключается в том, что они могут не проявляться в момент повреждения нервной системы, имевшего места, как правило, на ранних стадиях ее созревания, а возникают на более поздних этапах развития, когда поврежденные отделы, в соответствии со своей специализацией, должны вступить в стадию активного функционирования. Повреждения мозга в период его созревания не только нарушают психические функции, но и саму динамику развития мозга, изменяя его потенциальные возможности.

Как это проявляется?

Дети с ЗПР значительно отстают от своих сверстников в овладении тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормотипические дети. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения. Дети с ЗПР плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в своей повседневной жизни. Так, они не могут правильно рассказать о составе своей семьи. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их самих (назвать свой возраст, адрес). Уровень общих знаний не соответствует возрасту. Ситуации, при которых необходима концентрация внимания, вызывают у них затруднения. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию. Часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития.

Можно ли с этим справиться?

Коррекция детей с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия разных специалистов. Коррекция должна начинаться в дошкольном возрасте и проводиться длительно, только тогда она будет иметь положительную и устойчивую динамику.