Найти тему
TheatreHD

Весь мир - танец. Балеты по пьесам Шекспира

Сцена из балета "Ромео и Джульетта", редакция А. Ратманского, (с) Большой театр
Сцена из балета "Ромео и Джульетта", редакция А. Ратманского, (с) Большой театр

Даже не проверяя мировую театральную статистику, можно сказать, что пьесы Уильяма Шекспира - одни из самых частых гостей на сценах мира. А возможно и самые частые. Кого, в самом деле, ставят больше, чем Шекспира?

Но одно дело - драматический театр, и совсем другое - балет. Шекспира, с его ярким, сочным, выразительным, очень образным языком, и на другой язык-то не всегда хорошо переводят. А тут язык танца!

Тем не менее, шекспировские страсти привлекали и привлекают хореографов.

Даже Мариус Петипа не избежал этой участи! Он дважды обращался к сюжету “Сна в летнюю ночь”: в 1866 году поставил на свою жену маленькую одноактную “Титанию” на музыку Пуни, а через десять лет вновь вернулся к этой комедии Шекспира - но уже в полноценном формате, на музыку Мендельсона и Минкуса.

Но первопроходцем здесь Петипа, как ни странно, не был. Первые шекспировские балеты датируются еще концом XVIII века! Например, Шарль Ле Пик поставил своего “Макбета” еще в 1785 году. Но, вероятно самым ранним известным нам балетом по мотивам Шекспира является "Ромео и Джульетта" - основоположник балета Жан Жорж Новерр поставил свой спектакль по этой пьесе в 1761 году.

Жан Жорж Новерр
Жан Жорж Новерр

Конечно, “Ромео и Джульетту” с их романтической историей и трагическим финалом балет никак не мог обойти стороной. И не обошел. Кажется, нет такого хореографа в XX веке, кто ни приложил бы руку к этому сюжету. От Бежара и Кранко до Эка, Борна и Ратманского. Но все же главной версией “Ромео и Джульетты” был и остается балет Лавровского на музыку Прокофьева.

Удивительно, но появлялся он на свет очень тяжело. Начнем с того, что Прокофьев хотел другого финала для знаменитой истории. Да, да, он хотел, чтобы все закончилось хорошо! Впрочем, до него это уже придумал Лифарь, в чьей постановке 1926 года Ромео и Джульетта в финале... улетали на аэроплане.

Серж Лифарь и Тамара Карсавина в "Ромео и Джульетте"
Серж Лифарь и Тамара Карсавина в "Ромео и Джульетте"
Карсавина и Лифарь в "Ромео и Джульетте", очень авангардном для своего времени
Карсавина и Лифарь в "Ромео и Джульетте", очень авангардном для своего времени

Потом написанную Прокофьевым музыку запороли как не танцевальную, неудобную и вообще ужасную. В общем, Большой и Кировский (так тогда называли Мариинку) музыку не приняли, и первая “Ромео и Джульетта” на музыку Прокофьева родилась в Праге. И лишь через пару лет, в 1940 году, спектакль все же был поставлен Леонидом Лавровским в Ленинграде.

Говорят, артистам по-прежнему так не нравилась музыка, что они сочинили стишок (его даже приписывают Улановой) - Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете!

Сцена из балета Леонида Лавровского "Ромео и Джульетта"
Сцена из балета Леонида Лавровского "Ромео и Джульетта"

И кто мог знать, что именно этот спектакль, вызывавший отторжение даже у исполнителей, в итоге станет не просто знаменитым и популярным, но станет первым, главным шагом советского балета к мировой славе! “Ромео и Джульетту” Лавровского, уже с Большим театром, вывезли на первые западные гастроли - в Лондон. Улановой, танцевавшей совсем юную девочку, было в тот момент уже 46 лет! Но это никого не волновало: улановский бег Джульетты, вероятно, самая знаменитая балетная сцена XX столетия.

Сцена из балета "Ромео и Джульетта", в партии Джульетты - Уланова
Сцена из балета "Ромео и Джульетта", в партии Джульетты - Уланова

“Ромео и Джульетта”, конечно, самый популярный шекспировский балетный сюжет. Но не единственный. Не возьмемся оценивать в процентах пьесы-лидеры, но заметим, что балет очевидно больше привлекают трагедии.

Рудольф Нуреев в партии Гамлета
Рудольф Нуреев в партии Гамлета

Первые попытки поставить “Гамлета” на балетной сцене делались еще в XVIII веке. Но столь популярный на драматической сцене, танцу Принц датский поддавался и поддается с трудом. Хотя попыток было достаточно. Только двадцатое столетие может похвастаться работами Брониславы Нижинской, Виктора Гзовского, Джона Ноймайера. Гамлета танцевали Рудольф Нуреев (в постановке Роберта Хелпманна) и Марис Лиепа (телебалет в постановке Виктора Камкова).

Марис Лиепа в роли Гамлета
Марис Лиепа в роли Гамлета

За последние годы “Гамлета” дважды пытались ставить в Большом театре. Первую попытку сделал Кристофер Уилдон, который в процессе отказался от этой затеи и выпустил спектакль Misericordes ("Милосердные"), в котором, впрочем, отлично угадывалась сюжетная линия. На самом деле жаль, что отказался, получалось очень интересно.

Сцена из балета Misericordes, Большой театр
Сцена из балета Misericordes, Большой театр

В 2015 году “Гамлета” поставил творческий дуэт Раду Поклитару и Деклан Доннеллан. Спектакль, увы, был обруган критиками и быстро пропал из репертуара, а работа была вполне достойная, с множеством истинно шекспировских находок. Но, возможно, драматический режиссер в ней перевесил хореографа - за что спектакль и поплатился.

Сцена из балета "Гамлет", Большой театр, фото Дамира Юсупова
Сцена из балета "Гамлет", Большой театр, фото Дамира Юсупова

А Кристофер Уилдон вернулся в Большой с “Зимней сказкой”, поставленной для лондонского Royal Opera Ballet. И эта работа - совершенно выдающаяся, великолепная не только танцевально, но и драматически (и отдельное восхищение тому, как решена самая знаменитая ремарка к пьесе - Exit, pursued by a bear). Наверное никакому сценическому искусству так, как балету, не выразить пластикой внутренние терзания человека, сжираемого ревностью.

Сцена из балета "Зимняя сказка", (с) Большой театр
Сцена из балета "Зимняя сказка", (с) Большой театр

Потому, наверное, популярна на балетной сцене и тема “Отелло”.

Одна из самых известных постановок - спектакль 1957 года, где царил знаменитый Вахтанг Чабукиани (он же - хореограф спектакля), чей темперамент, помноженный на темперамент мавра, давал огонь, достойный лучших драматических подмостков. В 1960 году по этому спектаклю был снят фильм-балет, так что увидеть того Отелло можно и сегодня.

Вахтанг Чабукиани в роли Отелло
Вахтанг Чабукиани в роли Отелло

Теме “Отелло”, клевете и ревности посвящена и удивительная по красоте и лаконичности работа Хозе Лимона. Его легендарная “Павана мавра” - медленный танец на четверых, торжественный и придворный, внутри которого скрыты пламенеющие страсти. “Павана” - самая знаменитая работа Лимона, она живет на сценах мира уже семьдесят лет и продолжает гипнотизировать зрителей.

Павана Мавра. Фото Ben Licera
Павана Мавра. Фото Ben Licera

Не обошел балет вниманием и экзотическую историю любви “Антония и Клеопатры”. Как и в драмтеатре, эта пьеса - не самая востребованная, тем не менее примеривался к ним еще Новерр - в конце XVIII века. Но самый знаменитый вариант, думаем мы - малеготовский (ныне Михайловский) спектакль 1968 года. Премьеру постановки Игоря Чернышева на музыку Эдуарда Лазарева танцевали солисты Малегота, но прославился спектакль, как это часто бывает, не благодаря первому составу, а благодаря приглашенным солистам. Уникальный дуэт Аллы Осипенко и Джона Марковского сделал эту постановку “Антония и Клеопатры” легендой. Игорь Чернышев переносил потом спектакль в театры по всей стране, но ничего похожего на дуэт Осипенко Марковского - с его томительной напряженностью и вечной борьбой двух начал - больше не случилось.

сцена из балета "Антоний и Клеопатра"
сцена из балета "Антоний и Клеопатра"

Про “Макбета” говорят, что пьеса приносит несчастья. Случилось так и с балетом Большого театра. Музыку для него написал композитор Кирилл Молчанов. Свой единственный балетный опус он создал для свой возлюбленной - Нины Тимофеевой.

Балет поставил Владимир Васильев, Тимофеева танцевала Леди Макбет - она была единственной исполнительницей партии. Спустя два года после премьеры - 14 марта 1982 года - Молчанову стало плохо в театральной ложе. Тимофеевой сказали о смерти мужа в антракте. Но она все равно довела историю своей леди Макбет до конца.И дело даже не в том, что замены у нее не было: этот балет был его подарком ей, подарком от любимого, который ради счастья с ней пожертвовал в жизни всем.

Нина Тимофеева в роли Леди Макбет
Нина Тимофеева в роли Леди Макбет

Шекспировские комедии, с их бесконечной игрой слов, конечно, существенно более сложны для танца, чем трагедии, где можно “выехать” на сильных эмоциях. Тем не менее блестящие примеры “Сна в летнюю ночь” и “Укрощения строптивой” у нас есть.

"Сон в летнюю ночь" Джона Ноймайера, фото Kiran West
"Сон в летнюю ночь" Джона Ноймайера, фото Kiran West

К “Сну в летнюю ночь”, конечно, балет обращался и обращается чаще всего: мир эльфов - настоящий подарок для танцевальной сцены. Позволим себе сейчас чуточку субъективности и скажем, что на наш вкус - самый “потусторонний” волшебный мир получился у Ноймайера. Космическая музыка, чешуйчатые переливающиеся трико, совершенно особая пластика - все это надежно отделяет образы Оберона и Титании от Тезея и Ипполиты.

Николай Цискаридзе и Светлана Захарова - Оберон и Титания в "Сне в летнюю ночь" Джона Ноймайера, Большой театр
Николай Цискаридзе и Светлана Захарова - Оберон и Титания в "Сне в летнюю ночь" Джона Ноймайера, Большой театр

И, кажется, никто лучше Ноймайера не придумал знаменитую бытовую сценку спектакля ремесленников. Это действительно очень смешно, что для балета, в общем, редкость. Ноймайер, кстати, рекордсмен по шекспировским балетам. Хореограф, имеющий гуманитарное образование, в принципе тяготеет к постановкам по литературной классике В его арсенале целых семь постановок Шекспира: помимо “Сна” - «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (четыре разных редакции!),, «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится». Недавняя работа - вечер одноактных балетов «Шекспир — Сонеты».

"Укрощение строптивой" Джона Крэнко
"Укрощение строптивой" Джона Крэнко

Ну и наконец, “Укрощение строптивой”. Два великих спектакля - по одной комедии - но совершенно, разительно непохожие.

Джон Кранко поставил свое “Укрощение” в лучших традициях Комедии дель арте. Про его героев говорили, что они наделены танцевальным красноречием. Балет и в самом деле вышел остроумным, изящным, острым и динамичным - очень в духе самой грубой, и, в то же время, лиричной комедии Шекспира.

Сцена из балета "Укрощение строптивой" Жана Кристофа Майо, Большой театр
Сцена из балета "Укрощение строптивой" Жана Кристофа Майо, Большой театр

Жан Кристоф Майо поставил в Большом совсем другую историю. Если Кранко работал с мотивами музыки Скарлатти (XVIII век), то Майо взял кинематографическую музыку Шостаковича и вытащил на свет актуальные для нашего времени вопросы: его Катарина - не зверек, требующий дрессировки, но прекрасная, сильная женщина, отчаянно стремящаяся найти родственную душу в мире притворщиков. За блистательные работы в этом спектакле Екатерина Крысанова (Катарина) и Владислав Лантратов (Петруччо) получили “Золотые маски”.

Мы рассказали лишь о небольшом количестве шекспировских балетов, на деле их гораздо, гораздо больше. Удивительно, правда? Впрочем, во времена Шекспира прекрасно относились и к музыке, и к танцам, и то, и другое было обязательным участником представлений. Так что вряд ли Шекспира удивило бы, что его пьесы танцуют. Почему бы и нет, собственно?