Найти тему

Когда хорошее не ценится, наступает время для плохого.

из архива автора. Фотограф Яна Козырева
из архива автора. Фотограф Яна Козырева

По различным причинам для определенного типа людей не имеет ценности, когда в их адрес совершаются хорошие действия. Они расценивают, что хорошее и приятное - это нормально и это можно не замечать. Для них стандартная реакция игнорирования на людей, которые им рады, расположены, оказывают поддержку и приятие.

Такой тип людей очень привык носиться вокруг всего проблемного, вкладываться в него и только тогда они чувствуют себя живыми. Для этого типа неважно, что результат от вложенных усилий в плодотворное может быть более высокий, чем от вложений в неблагодатное.

Таким образом, они своими ресурсами поддерживают “неблагодатное” вместо поддержки “эффективного”.

Этой зимой мне везет на детей, у которых проблемы с ЖКТ с неясной природой. К моменту, когда обращаются родители на консультацию, пройдены многие врачи, сделаны многие манипуляции. В этом случае весь стандартный путь пройден девочкой 12 лет.

Рассказав о мытарствах по врачам с дочкиным ЖКТ, мама описывает, что дочь стала раздражительной, агрессивной, стала получать плохие оценки и дерзить учителям. Запрос случился в общем-то стандартный: “Исправьте мне ребенка!”

В целом, картина для подросткового периода стандартная, если бы не одно НО. Передо мной сидела природно очень хорошая девочка. Для таких цельных натур нет необходимости в бунтах, они изначально знают что и как делать, отличаются благородством поведения, устремлений и мыслей.

Выяснилось, что девочка - средняя дочь из трех детей. Старший и младший - товарищи с характерами, которым надо воевать с окружающим миром, влипать в истории, пробовать на устойчивость людей создавать проблемы в школе и т.д.. Девочка же организовывала себя сама и ей очень хотелось, чтобы ее родители замечали, оценили ее. Родители же ее успехам радовались дежурным словом “Ну ты молодец, так и надо!” и тут же переключались на ее братьев, которые влипали в очередную историю. А девочке просто очень надоело быть незамеченной, неоцененной. “Ну как так? Я делаю все, чтобы маме и папе было хорошо, чтобы они радовались мне и моим успехам. А им все равно!!! Все только этим...!” - рыдала девочка.

Страдания вылились в психосоматику. Больницы немного добавили ей внимания со стороны родителей, которые при этом продолжали носиться с проблемами братьев. Когда у девицы начались проблемы в школе, родители включились активнее, поскольку им было понятно, что делать в школе. И наконец-то, родители стали уделять девице больше внимания!

Нужда детей состоит в получении от родителей любви. По факту девочка получила некий суррогат - внимание в ответ на негативную стимуляцию. Безусловно, очень тяжело родителям распределить между тремя детьми свое внимание и время. Однако, задача родителя состоит в подкреплении позитивного развития ребенка и она не зависит от количества детей, на которые решились родители. В данном же случае позитивное развитие игнорировалось, а на устранение последствий негативного направлялись основные родительские ресурсы, чем по сути происходило закрепление негативного.

Большой родительский подвиг в данном случае то, что мать решилась на консультацию. В подобных случаях основная часть работы приходится на понимание родителями корня детских проблем в родительском поведении, закрепляющем негативное развитие ребенка. Изначальный запрос “Исправьте мне ребенка!” в данном случае заменяется “Что я могу изменить в своем родительском поведении, чтобы жизнь моего ребенка стала лучше?”

Есть ли у родителей готовность работать над собой - это уже отдельная тема.

Спасибо, что читаете до конца. Мнения, комментарии, лайки и дислайки приветствуются. Пишите. буду рада обсудить.