По различным причинам для определенного типа людей не имеет ценности, когда в их адрес совершаются хорошие действия. Они расценивают, что хорошее и приятное - это нормально и это можно не замечать. Для них стандартная реакция игнорирования на людей, которые им рады, расположены, оказывают поддержку и приятие.
Такой тип людей очень привык носиться вокруг всего проблемного, вкладываться в него и только тогда они чувствуют себя живыми. Для этого типа неважно, что результат от вложенных усилий в плодотворное может быть более высокий, чем от вложений в неблагодатное.
Таким образом, они своими ресурсами поддерживают “неблагодатное” вместо поддержки “эффективного”.
Этой зимой мне везет на детей, у которых проблемы с ЖКТ с неясной природой. К моменту, когда обращаются родители на консультацию, пройдены многие врачи, сделаны многие манипуляции. В этом случае весь стандартный путь пройден девочкой 12 лет.
Рассказав о мытарствах по врачам с дочкиным ЖКТ, мама описывает, что дочь стала раздражительной, агрессивной, стала получать плохие оценки и дерзить учителям. Запрос случился в общем-то стандартный: “Исправьте мне ребенка!”
В целом, картина для подросткового периода стандартная, если бы не одно НО. Передо мной сидела природно очень хорошая девочка. Для таких цельных натур нет необходимости в бунтах, они изначально знают что и как делать, отличаются благородством поведения, устремлений и мыслей.
Выяснилось, что девочка - средняя дочь из трех детей. Старший и младший - товарищи с характерами, которым надо воевать с окружающим миром, влипать в истории, пробовать на устойчивость людей создавать проблемы в школе и т.д.. Девочка же организовывала себя сама и ей очень хотелось, чтобы ее родители замечали, оценили ее. Родители же ее успехам радовались дежурным словом “Ну ты молодец, так и надо!” и тут же переключались на ее братьев, которые влипали в очередную историю. А девочке просто очень надоело быть незамеченной, неоцененной. “Ну как так? Я делаю все, чтобы маме и папе было хорошо, чтобы они радовались мне и моим успехам. А им все равно!!! Все только этим...!” - рыдала девочка.
Страдания вылились в психосоматику. Больницы немного добавили ей внимания со стороны родителей, которые при этом продолжали носиться с проблемами братьев. Когда у девицы начались проблемы в школе, родители включились активнее, поскольку им было понятно, что делать в школе. И наконец-то, родители стали уделять девице больше внимания!
Нужда детей состоит в получении от родителей любви. По факту девочка получила некий суррогат - внимание в ответ на негативную стимуляцию. Безусловно, очень тяжело родителям распределить между тремя детьми свое внимание и время. Однако, задача родителя состоит в подкреплении позитивного развития ребенка и она не зависит от количества детей, на которые решились родители. В данном же случае позитивное развитие игнорировалось, а на устранение последствий негативного направлялись основные родительские ресурсы, чем по сути происходило закрепление негативного.
Большой родительский подвиг в данном случае то, что мать решилась на консультацию. В подобных случаях основная часть работы приходится на понимание родителями корня детских проблем в родительском поведении, закрепляющем негативное развитие ребенка. Изначальный запрос “Исправьте мне ребенка!” в данном случае заменяется “Что я могу изменить в своем родительском поведении, чтобы жизнь моего ребенка стала лучше?”
Есть ли у родителей готовность работать над собой - это уже отдельная тема.
Спасибо, что читаете до конца. Мнения, комментарии, лайки и дислайки приветствуются. Пишите. буду рада обсудить.