Найти тему
Арсенал оружия.

Морской танк.

Невероятный "прожект" танка, который обгонял самые скоростные катера на море.

"Проект 80"
"Проект 80"

Возможность одновременно высадить достаточное количество десанта с необходимой техникой и вооружением всегда занимало умы военных и конструкторов. В разное время предлагались самые невероятные проекты, порой немыслимые в своей курьезности, но уникальные с точки зрения инженерной мысли. Об одном таком проект и пойдёт речь.

Разработка "проекта 80" началась в 1950 году. Задача состояла в применении особого понтона, который мог бы принять на борт танк Т - 54, и двигаться со скоростью больше 50 км/ч. Понтон должен был иметь приличную мореходность. Кроме того иметь возможность еще и стрелять во время движения. Скоростной понтон имел силовую установку от от теплохода "Ракета" мощностью 1200л/с и оснащался подводными крыльями. Конструкция представляла собой понтоны, которые монтировались на сам танк.

-2

Монтаж танка на плавсредство занимало 50 минут, а покинуть понтоны танк мог за 4 минуты. В экипаж входило два человека водитель и моторист. И в 1967 году первый экземпляр начал морские походы в районе Севастополя. На море сразу была достигнута скорость почти 60 км/ч. Но вот с силовой конструкцией сразу проявились трудности. Во время испытаний разрушился силовой агрегат крепления и танк ушёл под воду, благо глубина была небольшая и экипаж не пострадал.

Мореходность тоже вызывало сомнение. На подводных крыльях аппарат мог двигаться только при волнении не больше двух баллов. А вести огонь во время движения и вовсе было невозможно. Огромные нагрузки при выстреле сильно влияли на все узлы крепления понтонов. Тем не менее разработчикам удалось справиться с недоделками и было выпущено 13 комплектов таких скоростных танков "проекта 80".

-3

Это невероятный проект был изначально обречен на жизнеспособность самой идеи и был закрыт в 1971 году.

Дальность похода на воде составляла 350 км, но для этого нужен опытный экипаж, да и спокойное море большая редкость. Чтобы доставить такой танк к месту высадки необходимо около трех тонн топлива для каждого понтона. Да и сам танк должен включать в себя дополнительные крепёжные элементы, до 3% от веса танка, что естественно скажется на маневренности.

И непонятна сама тактика применения таких средств. Подход к предполагаемому месту высадки должны прибыть и корабли с её артподдержкой, но у скорость у них гораздо ниже и им прийдется занять позиции заранее, что исключает фактор быстрого десантирования. Вместе с танками, должны прибыть на место пехота, артиллерия, сапёры и необходимый боекомплект, без них танки быстро выведут из строя.

Война идёт по своим законам и всё это не учли разработчики при проектировании скоростного танка.

Но "проект 80", несмотря на его курьёзность, это уникальный и амбициозный проект советских инженеров.