Карантин дал повод досмотреть давно заброшенное. В моем случае им оказался сериал "Острые козырьки". Первые два сезона мне очень понравились персонажами, постановкой и антуражем. Что до 3-го и 4-го сезонов, то тут, как говорится, где счастлив был, туда не возвращайся. Но обо всем по порядку.
Так как в западных странах пропаганды и идеологии нет, в массе фильмов и сериалов последних лет случайно появились злые русские в промышленных масштабах. Не стали исключением и "Козырьки", в третьем сезоне которых нам представили белых эмигрантов времён Гражданской войны в России.
Как же они там показаны?
Вот великая княжна (и по совместительству нимфоманка) разглядывает члены ирландских бандитов, да еще и, скажем так, массируя их.
Оказывается, у русских принято перед наймом бандитов на дело осмотреть их тела на предмет "неправильных" татуировок. А откуда у великой княжны познания в портаках? Почему их осматривает она, а не специальные слуги, например? Ах, да - она же нимфоманка
Вот оргия в княжеском доме, охраняемом казаками (все выглядят как рвань какая-то).
На заднем плане один лакей орально ублажает другого, еще один заявляет, что ему сегодня перепадет от великого князя. Княжна же хвастает тем, что ее тетя всегда выбирает только лучших шлюх. Откуда великой княжне знать толк в шлюхах? Ах, да - она же русская.
Вот танцы, которые мы с вами танцуем каждый день. Под водку, конечно.
Вот великая княжна соблазняет ирландского бандита (то есть, с точки зрения, высшей знати - последней швали) на фоне какого-то мега-иконостаса со свечками всем святым сразу (кстати, в 1922 у княжны абсолютно бритое тело). Классическая диспозиция для русских.
Во время прелюдии княжна рассказывает о грузинском священнике, который сношал прихожанок, удушая их, чтобы они из-за недостатка кислорода увидели ушедших на войну мужей - так оргазм ярче. А перед соитием княжна произнесла следующее: "В России нам было скучно, а в Англии - одни оргазмы"...
Что это было, спросите вы? Перед нами применение двух классических пропагандистских приемов.
Первый - это воплощение глупой мысли автора: "А что бы делал я, будь у меня абсолютная власть?". Дальше начинается полет фантазии, ограниченный воспитанием или отсутствием оного. Такое можно увидеть в фильмах/сериалах про любых правителей любых времен ("Карточный домик", "Борджиа", "Ричард III", "Игра престолов" etc.). Можно взять и свежие отечественные помои - "Зулейха открывает глаза", где наделенные властью люди тоже двинуты на сексе.
Фраза "абсолютная власть развращает абсолютно" путает причину и следствие местами. Обычно сначала люди вырастаю корыстными, глупыми, порочными, а наличие власти в их руках становится лакмусовой бумажкой. Таким образом, авторы, описывающие властных людей сексоголиками или кровавыми маньяками, в первую очередь описывают себя. Да, будь у них много денег, власти и возможности влиять на законы, они бы именно так все время и проводили.
Речь не о том, что таких правителей никогда не было, речь о том, что кого из них в кино ни возьми, большинство окажутся воплощением ненасытности и инфернальности. Это и нашим творцам свойственно. Достаточно посмотреть любую поделку последних 30 лет, где присутствует Л. П. Берия.
Второй приём - конъюнктурный тренд на мерзких русских. Он, в принципе, никуда не исчезал со времен Холодной войны, даже не смотря на распад СССР и максимальное сближение с Западом русской элиты времен Ельцина. Нынче же и вовсе какой-то ренессанс русского зла. Русские злодеи за последние годы были замечены в "Карточном домике", "Родине", "Сорвиголове", "Стреле", "Черном списке", "Барри", "Очень странных делах", "Рэя Доноване", в "Убивая Еву", "Американцах", "МакМафии", "Чернобыле"и др.
Что же западный зритель должен узнать/понять о русских:
- все они алкаши и "fucking crazy" (так говорит в "Козырьках" Киллиан Мёрфи),
- им нельзя доверять, они обязательно обманут,
- и они жадные до секса (например, в сериале "Американцы" советские шпионы в основном добывают нужную информацию через постель),
- они не совсем люди. Даже если они проникли в Америку, создали там мега-лабораторию под землей без ведома правительства и спецслужб, они все равно туповаты (см. "Очень странные дела").
К сожалению, у нас выросло немало людей, для которых "это всего лишь сериал". Достаточно почитать комментарии в обсуждениях сериала "Чернобыль" - масса людей пишет одно и то же: "это художественное произведение, а не документальное!".
Если бы он был единичным случаем, тогда да, можно списать на дикую фантазию авторов. Но мы видим, что это не так. В совокупности от просмотра всех актуальных сериалов, фильмов (вроде "Капитана Америки", где русские пытают Баки, делая из него террориста), печатной продукции (включая их "исторические" опусы про нашу страну с названиями в духе "Кровавые Романовы", "Кровавый Сталин", "Кровавый Путин", энциклопедии по ГУЛАГу и т.д.) и док. фильмов складывается определенный образ нации-урода. Причем и в исторической перспективе тоже. Вот уже и прошлое у нас нисколько не лучше настоящего.
Надо понимать, что западный обыватель здесь такой же знаток истории, как и наши зрители, смотрящие всякую "историческую" дрянь производства отечественных интеллектуалов. Всё ими воспринимается за чистое монету - написано же: "исторический фильм".
Речь не идет о каком-либо заговоре западных режиссеров и продюсеров. Нет, это совершенно искренние представления о нашей стране и народе. Они выросли в такой культурной среде во время Холодной войны. А новое ложится на хорошо подготовленное старое. Но так-то пропаганды там нет, ага.
К сожалению, наши актёры готовы сниматься в чем угодно, если оно западное (в "Острых козырьках" одну из княгинь играет Дина Корзун; можно вспомнить и Григория Добрыгина в русофобском фильме Антона Корбайна "Самый опасный человек", и неполживого Алексея Серебрякова в сериале "МакМафия"). Да и какая разница, как там показаны твой народ и страна, если деньги на карточку уже перевели? Хотя подозреваю, что они и за пожрать снялись бы.
Что до "Острых козырьков", то со временем слишком провидческий ум Томми Шелби, который видит на 10 ходов вперед дальше всех своих противников, вызывает зевоту. Ну, или как минимум, отсутствие сопереживания. Особенно когда создатели сразу объявляют, что следующему сезону быть. Ну, и какая может быть интрига, если сериал крутится преимущественно вокруг персонажа Киллиана Мёрфи?
Поэтому остается только гадать, как же он выйдет сухим из воды на этот раз? Да еще не просто победителем, а на новый уровень поднимется.
За что точно можно благодарить Стивена Найта (создателя сериала), так это за показ прелестей капиталистического общества. Это когда уважаемым человеком можно стать, пройдя путь от уличной шпаны через убийства, азартные игры и рэкет к владению крупным капиталом (в данном случае заводами) и к контролю городских районов, когда без разрешения местного авторитета человек ничего не может сделать.
И пожаловаться некуда, потому что полиция обслуживает крупный капитал, ловя кого надо ему, крупному капиталу. Ну, и логичный следующий уровень уважения - легальная политика (кресло мэра/губернатора/сенатора/депутата), когда можно уже совсем не стесняться в средствах. Главное - не борзеть и заносить тому, кто над тобой (наша страна живет в такой же системе).
Именно поэтому Томми Шелби, который, казалось бы, находится в "отрицалове" по отношению ко всему государственному, начинает истово бороться с общим для обоих врагом - коммунистами. Потому что они одинаково опасны и тем кто наверху, и тем кто пока внизу лестницы власти. Как бы Томми ни кичился низким происхождением и принадлежностью к рабочему классу.
Хотя авторы и пытаются выставить его гуманным бандитом/капиталистом, на практике это лишь влажные фантазии творческой интеллигенции. У нас вон Никита Сергеевич Михалков тоже возмущается, почему народную собственность в 90-е продали иностранным олигархам? Надо же, говорит, было нашим, русским олигархам! "Если он правильный олигарх, то он не будет первым есть со стола, он поделится со своими рабочими", - говорит нам режиссер.
Обратите внимание на то, что вопрос стоит не о том, зачем вообще кому-то надо продать народную собственность в единоличное владение (например, нефть), вопрос лишь в том, правильному или нет? А какой критерий правильности? Зная Никиту Сергеевича, их три - православие, самодержавие, народность.
Вот и Томми Шелби, хоть и выдуманный персонаж, как раз очень правильный олигарх: королю отслужил, верующий и из народа. Даже некоторым людишкам денег дает. Правда, перед этим у других забирает. Но и на это есть ответ - смотри 2 первых пункта.
Но смотреть сериал перехотелось не из-за русофобии или восхваления бандитизма, а просто потому, что они с ним затянули, да и каждый сезон стал повторением старого на новом уровне. Ни разу не "Сопрано", в общем. Если 5-й сезон в разы лучше предыдущих двух, напишите в комментариях.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы