Весело, с огоньком прошёл саммит ЕАЭС. Хорошо, что лидеры общались в режиме видеоконференции, а то могли бы и сцепиться.
Главы государств рассмотрели и приняли за основу проект стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. Все вроде бы утрясли, но камнем преткновения ожидаемо стали тарифы на транспортировку газа.
Не тарифом единым
В своё время, когда ЕАЭС только затевался, для Беларуси повесили морковку- единые рынки энергоносителей в союзе заработают с 2024 года.
Теперь же Путин пояснил, что он имел ввиду на примере единого тарифа на транспортировку газа: «Единый тариф может быть реализован на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Такой глубокий уровень интеграции в ЕврАзЭС пока не достигнут. А пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры».
То есть, вначале создаём наднациональные органы похлеще чем в Евросоюзе, а потом я подумаю, нужен это тариф или так перебьетесь.
Зачем такой союз?
Понятно, что Лукашенко от такой перспективы не в восторге. Сегодня Беларусь покупает российский газ дороже всех в Европе. Что обходится по некоторым подсчетам в 0,3 % ВВП. Плюс из-за разницы цен на энергоносители утрата конкурентоспособности произведённой продукции на общем рынке и, соответственно, его доли.
Потому то он настаивает: вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС надо решать, а не откладывать в долгий ящик: « С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус».
Эту позицию поддержал премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Увы, поиски успехом снова не увенчались.
Похоже, единые рынки энергоносителей в ЕАЭС откладываются надолго, если не навсегда.
Так что Александр Григорьевич может снова задать свой вопрос: нахрена нужен кому такой союз? Где газ втридорога, куча ограничений и торговых барьеров. Да ещё суверенитет норовят отжать, лишить экономической власти в стране, а следом- и политической.