Скупой платит дважды — так мы говорим о человеке, который решил сэкономить на страховке, и в итоге лишился автомобиля в крупном ДТП или остался без крыши над головой после пожара. Размер ущерба в таких случаях во много раз превышает стоимость страхования — экономия не оправдывает себя. В склонности к неуместной бережливости принято обвинять страхователей-физлиц, которые часто плохо разбираются в программах и не умеют просчитывать риски. Но, порой, в число погоревших на экономии попадают и профессионалы. Например, дирекции музеев и картинных галерей, которые стараются урезать страховые бюджеты, а потом сталкиваются с серьезными проблемами.
Так, музей «Зеленый свод» (Grünes Gewölbe) в Дрездене решил не страховать часть сокровищ ювелирной коллекции. Сигнализации в залах и охраны на входе должно было хватить для обеспечения безопасности. Дирекцию можно понять, ведь защита более 3 000 драгоценных экспонатов — дело недешевое. Однако в конце ноября 2019 года случилось непредвиденное — музей был ограблен бандой злоумышленников, воры вынесли из сокровищницы несколько бесценных экспонатов ювелирного искусства. Пресса сначала определила их стоимость в 1 млн евро, но потом подняла на порядок — до 1 млрд евро.
Были похищены три комплекта украшений (два с алмазами и один бриллиантовый). Через пару месяцев на черном рынке «всплыли» отдельные лоты, в частности нагрудный знак Ордена Белого Орла, усыпанный бриллиантами и рубинами. В немецкой прессе появилась информация, что похитители потребовали за него и несколько других украшений сумму в 9 млн евро, оплатить которую следовало биткоинами. Но, даже если бы руководство музея теоретически решилось на такую сделку, заплатить «Зеленому своду» было бы нечем — у музея не было денег даже на восстановительные работы. Отсутствие страховки лишило дрезденскую сокровищницу компенсации, которая помогла бы, как минимум, оплатить ремонт разбитых грабителями окон и витрин королевской резиденции, построенной еще в 30-х годах XVIII века.
Странную для своего менталитета халатность в отношении страхования мировых шедевров проявляют не только немцы, но и норвежцы. Так, например, картина «Крик» Эдварда Мунка выставлялась в музее его имени без сигнализации и с минимальной охраной. Несколько предыдущих краж произведений Мунка не заставили руководство музея позаботиться о страховой и физической защите картин. В итоге два шедевра («Крик» и «Мадонна») были вывезены из музея буквально средь бела дня: грабители вошли в здание с оружием, пригрозили охране и вынесли полотна. Это было в 2004 году, спустя пару лет полиция нашла картины (они требовали реставрации). Если бы Музей Эдварда Мунка оформил полис, то восстановительные работы оплатила бы страховая компания. Но на практике все расходы пришлось брать на себя государству. И сумма, выделенная из бюджета на эти цели (то есть, оплаченная налогоплательщиками) многократно превышала стоимость страховки.
Можно ли экономить с умом, не отказываясь от страхования? Не только можно, но и нужно. Тем более, что возможность купить страховку, не выпадая из бюджета, есть не только у музеев, но и у обычных страхователей. Как насчет каско со скидкой? Или доступного страхования квартиры? Оцените выбор полисов и подберите свой оптимальный вариант здесь