Бесконечность истинно русской мудрости в нашем менталитете просто зашкаливает. И все потому, что он уникален, пограничен и совершенно непобедим.
Искусство для простого русского человека – сфера абстрактная, но нужная. То есть, ее ценность он вполне осознает, хоть и не знает, в чем эта ценность заключается. А почерпнуть немного философского духа он способен откуда угодно, тем более – из шедевров наших отечественных классиков, которые, внезапно для себя, стали популярными народными высказываниями.
«Картина Репина - Приплыли!»
В этом теплом, родном и смешном заявлении, на самом деле, бредово все, по крайней мере, авторство и название. Ниже вы видите эту картину, которая ввела в нашу жизнь эту потрясающую фразу, но ни про Репина, ни про «приплыли» там нет.
Эта работа Льва Соловьева и называется она «Монахи. Не туда заехали». Занимательная жанровая сцена показывает как коварное течение прибило монашескую лодку к берегу, полному голых купающихся девиц. На выставке картина висела рядом с произведениями Ильи Репина, вот многие и решили, что это тоже – Репин. А выражение «приплыли!», кстати, отлично сюда вписывается, судя по лицам удивленных монахов.
«Картина Репина – Не ждали!»
Ну, вот это уже и вправду Илья Репин, а выражение пошло от одноименной картины с довольно трагическим социальным контекстом. Эта неожиданная, ошеломляющая реакция на возвращение из ссылки революционера-народовольца, которого, кажется, уже и не надеялись увидеть в стенах родного дома.
Изможденное лицо и потрепанная одежда резонирует со светлой уютной обстановкой в комнате, где даже стены, кажется, кричат: «Не ждали!»
«Пашем, как бурлаки на Волге».
Здесь тоже все достоверно, правда, они не пахали, а тянули речное судно против течения в отсутствие ветра, когда парус был бесполезен. Эмоциональная окраска выражения отсылает нас к тяжелой, непосильной и уничижительной работе бурлаков, исполняющих роль тягочей для огромных расшив.
Это был сезонный труд, изматывающий и сильно влияющий на здоровье наемников. Однако хоть на картине Репина они и выглядят крайне уныло, сам художник утверждал, что атмосфера обобщенности и трудового веселья у них присутствовала, а выдерживать темп и единый ритм им помогали песни, такие как «Эх, дубинушка, ухнем» (один из наиболее известных вариантов).
С появлением теплоходов бурлацкая тяга почти полностью исчезла, а в Советское время, на всякий случай, была запрещена законом. Но во времена ВОВ, за неимением альтернативы, частично использовалась.