Найти тему
Parnas on-line gallery

Русские поговорки, основанные на картинах: искусство мудрости народной.

Оглавление
Илья Репин Не ждали. Фрагмент
Илья Репин Не ждали. Фрагмент

Бесконечность истинно русской мудрости в нашем менталитете просто зашкаливает. И все потому, что он уникален, пограничен и совершенно непобедим.

Искусство для простого русского человека – сфера абстрактная, но нужная. То есть, ее ценность он вполне осознает, хоть и не знает, в чем эта ценность заключается. А почерпнуть немного философского духа он способен откуда угодно, тем более – из шедевров наших отечественных классиков, которые, внезапно для себя, стали популярными народными высказываниями.

«Картина Репина - Приплыли!»

В этом теплом, родном и смешном заявлении, на самом деле, бредово все, по крайней мере, авторство и название. Ниже вы видите эту картину, которая ввела в нашу жизнь эту потрясающую фразу, но ни про Репина, ни про «приплыли» там нет.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв. «Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.
«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв. «Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

Эта работа Льва Соловьева и называется она «Монахи. Не туда заехали». Занимательная жанровая сцена показывает как коварное течение прибило монашескую лодку к берегу, полному голых купающихся девиц. На выставке картина висела рядом с произведениями Ильи Репина, вот многие и решили, что это тоже – Репин. А выражение «приплыли!», кстати, отлично сюда вписывается, судя по лицам удивленных монахов.

Центральные фигуры картины
Центральные фигуры картины

«Картина Репина – Не ждали!»

Ну, вот это уже и вправду Илья Репин, а выражение пошло от одноименной картины с довольно трагическим социальным контекстом. Эта неожиданная, ошеломляющая реакция на возвращение из ссылки революционера-народовольца, которого, кажется, уже и не надеялись увидеть в стенах родного дома.

Илья Репин Не ждали. 1884—1888
Илья Репин Не ждали. 1884—1888

Изможденное лицо и потрепанная одежда резонирует со светлой уютной обстановкой в комнате, где даже стены, кажется, кричат: «Не ждали!»

«Пашем, как бурлаки на Волге».

Здесь тоже все достоверно, правда, они не пахали, а тянули речное судно против течения в отсутствие ветра, когда парус был бесполезен. Эмоциональная окраска выражения отсылает нас к тяжелой, непосильной и уничижительной работе бурлаков, исполняющих роль тягочей для огромных расшив.

Илья Репин Бурлаки на Волге. 1872—1873
Илья Репин Бурлаки на Волге. 1872—1873

Это был сезонный труд, изматывающий и сильно влияющий на здоровье наемников. Однако хоть на картине Репина они и выглядят крайне уныло, сам художник утверждал, что атмосфера обобщенности и трудового веселья у них присутствовала, а выдерживать темп и единый ритм им помогали песни, такие как «Эх, дубинушка, ухнем» (один из наиболее известных вариантов).

С появлением теплоходов бурлацкая тяга почти полностью исчезла, а в Советское время, на всякий случай, была запрещена законом. Но во времена ВОВ, за неимением альтернативы, частично использовалась.

Репина вдохновляли эти сильные духом люди, в них он, очевидно, видел воплощение силы русского человека, умеющего улыбнуться даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.