Найти тему
Влад Тодов

Традиция и современность

Образованность нашего народа исторически очень высокая. Она, конечно, не свалилась с неба сама по себе. Её создали конкретные люди, миллионы советских людей первых поколений после революции 1917 года. Если говорить о представлениях простых людей, о культуре разных народов, то здесь обнаружилась и постепенно набирает негатива разброс противоположностей взглядов.

Культура многоплановое явление в жизни общества и отдельных его представителей. Я бы определил её сущность коротко – это всё, что человек создал для того, чтобы преодолеть свою животность и утвердить свою интеллектуальную, творческую и духовную сущность, или ещё короче – то, что нас отличает от животных.

Это «нечто» с каждым днём вступает во всё возрастающую борьбу с нашей животностью или скажем более мягко – с остатками нашей животности. Она не носит видимого фронтального характера. Это борьба в мировоззрении, морали, эстетике и т.д. Иначе говоря, она носит теоретический характер и её визуально не видно – она происходит в наших душах. От этого зависит наше отношение к своим землякам, к народам ближних и дальних стран, с народами, которые нам доверяют и уважают и наоборот – хранят подозрение к нашим намерениям по отношению к ним и многое другое. Особо я хотел бы выделить проблему отношения к традициям и обычаям и современным явлениям в культуре своего и других народов – ко всему новому в культуре.

Важность этой проблемы я вижу в том, что культура России очень разнообразна и нуждается в высоком уровне взаимопонимания. Как писал И.А.Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, а только мука». Эта истина очень простая, но требует от нас большой мудрости, которой, увы! У нас нередко не хватает.

Одна из проблем современной России – это проблема понимания традиций народов, их обычаев и ментальности; их нравов, методов поведения и волеизъявления, всего того, что они любят и не любят, т.е. ценностей и антиценностей, религиозных стереотипов мифологических образов и т.п.

Жизнь не стоит на месте. Она похожа н полноводный поток, который со временем изменяет свою структуру и скорость истечения. А традиция признает только сохранение заветов старших поколения, преданности им, т.е. застоя.

Представим себе картину: две женщины – одна горянка, а другая европейка, не имеет значения, русская, немка или эстонка.- решили приготовить мясное блюдо и им потребовалось зарезать курицу. Как действует горянка? Она берёт злосчастную птицу и отправляется на поиски мужчины своей национальности и веры – ислама.-Зачем? спрашивается. – Вон, русская женщина, берёт топор и отрубает курице голову и делу конец. В горских традициях женщина лишена права лишать жизни любое живое существо – женщина его порождает! Да и как субъект общества она ограничена в правах.

Наконец она нашла, если ей даже пришлось отправиться на другой конец аула. Что делает мужик? Он аккуратно складывает крылья, зажимает язык курицы в клюве, берёт нож в руки и произносит сакральную фразу: «Бисмилляхи рахман-ир-рахим, щиртан ир раджиб». Это эквивалентно христианскому «Во имя отца и сына, и святого духа». После этого женщина начинает процесс, известный всем женщинам мира: обрабатывает её.

Как бы мы отнеслись к первому и второму способам лишения жизни бедной птицы? - Разброс мнений будет значительным, и я предполагаю, что он будет зависеть от нашей культуры, уважения к жизни в целом, знания и отношения к традициям разных народов и прочих вещей. В немалой степени – и от нашего этнического самолюбования и высокомерия.

У нас существует большой слой обывателей со средним и даже высшим образованием, которые прыснут от смеха, наблюдая как взрослый мужик шепчет молитву и совершает «глупый» обряд вместо того, чтобы провести ножом по горлу птицы и выпустить кровь из раны. Что касается способа топорного лишения жизни курицы, к которым прибегает немка или русская, то она настолько обыденна, что никто из нас даже не станет философствовать о моральности такого поведения женщины, особенно публичного.

Я считаю, что пренебрежение к жизни в любом его проявлении совершенно неприемлемо человеком, тем более современного. Ведь каждый из нас - отцов, матерей - скрупулёзно воспитывает в своём чаде человеколюбие. Игнорируя практическое пренебрежение им, они пытаются словесно насадить в сознание ребёнка не чувство сострадания, а понятие гуманности.

Я не пренебрегаю необходимостью интеллектуального воздействия на человека, но когда понятие лишено чувственной основы (наблюдение жизни, практические отношения и т.п.) из воспитания вытесняется представление и уважение к традиции. А отсюда и уважение к человеку, к его жизни – физической и духовной. Мораль: стремясь к прогрессу и знаниям, уважай традиции и обычаи – одно другому не мешает.

Читатель, а ты как думаешь?