Найти тему
Мир знаний

Почему Пугачёва — лучшая?

Однажды я видел документальный фильм, в котором рассказывали о певицах, когда-либо исполнявших партию Нормы в одноимённой опере. Кого там только не показывали. Не было только Марии Каллас. И это понятно: её превосходство неоспоримо для знатоков и ценителей музыки, она находится вне рассмотрения. Есть Мария Каллас и есть все остальные.

Вот так же с Пугачёвой: Есть Алла Пугачёва и есть все остальные.

Помню, Гелена Великанова в одном из последних интервью на просьбу охарактеризовать современных певиц в поп-музыке, дала характеристику почти всем. Интервьюер спросила: А как же Пугачёва? Почему Вы о ней ничего не сказали?

— А чего о ней говорить? Она великая певица, — с тоном удивления был дан ответ.

Появляются и исчезают певицы — хорошие, очень хорошие, просто замечательные, а Пугачёва остаётся одна — первая, лучшая, всегда. Как-то Виктория Токарева ответила на вопрос о всегдашности Пугачёвой: “А потому, что она лучше всех поёт”.

-2

Но есть люди, и их очень много, которые считают, что Аллу Пугачёву незаслуженно называют певицей номер один на советской и постсоветской эстраде (бывшего пространства СССР), и привлекают для объяснения того, что она долгие годы оставалась на вершине музыкального Олимпа, разные "потусторонние" (т. е. не относящиеся собственно к музыке) измышления. Конечно, для возражения им можно приводить высказывания о Пугачёвой авторитетов: её коллег на эстраде, театральных и кино-режиссёров, оперных певцов, дирижёров и композиторов, других академических музыкантов, но самым лучшим способом понять, что нечто является лучшим, является сравнение. Сравнивать нужно сравнимое.

Я для сравнения взял одни и те же песни, но не поздние перепевки (каверы), а те, которые исполнялись примерно в одно и то же время. И исполнители этих песен очень хорошие певицы первой величины, замечательные вокалистки.

Вспоминай меня (В. Добрынин — В. Тушнова), С. Ротару, А. Пугачёва

София Ротару поёт идеально, но, извините, будто отработала номер и ушла. Кажется, будто не понимает о чём поёт.

Когда Альфреда Шнитке спросили, почему он выбрал Аллу Пугачёву на роль Мефистофеля (кантата “История доктора Иоганна Фауста”), он ответил: “Она единственная понимает, о чём поёт”. К сожалению, после нескольких репетиций (главный дирижёр Большого театра Геннадий Рождественский, на самом деле и посоветовавший Шнитке Пугачёву, говорил: «она была в этой роли исключительно хороша»), спектакль запретили (Валентина Холопова "Композитор Альфред Шнитке"). А потом, когда разрешили, сама Пугачёва отказалась. Вероятно, как я это оцениваю, диапазона голоса не хватило в то время. Сама Пугачёва неоднократно подчёркивала, что она ни в коем случае не вокалистка. Конечно, это не так. Её голос — один из лучших, если не лучший, в женском эстрадном вокале в СССР. В эстрадном пении другие требования к вокалу, чем в академическом пении, тем не менее её голос и техническое владение им органичны общей художественной задаче (её голос менялся, пока совсем не исчез, но всегда она была идеальна в его использовании). И здесь становится видна вторая параллель с Марией Каллас, которую также многократно наделяли сугубо драматическим талантом, критикуя (совершенно несправедливо!) вокал, выискивая недостатки.

Эти летние дожди (М. Минков — С. Кирсанов), Жанна Рождественская, Алла Пугачёва

Песня прекрасна. Казалось бы, что любое её неплохое исполнение не играет никакой роли — музыка работает сама. Но всё же пугачёвское исполнение любой песни — словно это она говорит от своего имени, будто она лично создаёт эту музыку — вот сейчас, сию минуту. Это признак большого артиста и музыканта.

Становится понятным, почему композиторы стремились отдать свои песни именно Пугачёвой.

Алла Пугачёва записала несколько вариантов этой песни (вышеприведённый вариант — с группой Аракс). Можно посмотреть и живое исполнение с концерта.

Старый друг (Р. Паулс — И. Резник) Валентина Легкоступова, Алла Пугачёва

Два стрижа (Р. Паулс — И. Резник) Ольга Пирагс, Алла Пугачёва

По грибы (В. Гамалия — М. Танич) Анна Герман, Алла Пугачёва