Пока люди сразу обращаются в суд, где-то в России плачет один финансовый уполномоченный.
Если вдруг вы забыли, что есть такой очень даже полезный человек.
Финансовый омбудсмен помогает гражданам и финансовым организациям решать денежные споры, не доводя дело до суда.
Дело важное-обращение к финомбудсмену обязательно, если спорная сумма не превышает 500 тыс. рублей. Это ограничение не касается споров по ОСАГО — их он рассматривает независимо от суммы.
Какие споры помогает урегулировать финансовый уполномоченный?
Действие закона постепенно распространяется на все финансовые операции потребителей.
• с 1 июня 2019 года — страховые компании, но только по ОСАГО, ДСАГО и каско;
• с 28 ноября 2019 года — страховые компании по всем остальным видам страхования, кроме ОМС;
• с 1 января 2020 года — все микрофинансовые организации (МФО);
• с 1 января 2021 года — все кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.
На сайте ЦБ можно найти реестр компаний, которые уже обязаны работать с финансовым уполномоченным.
Финомбудсмен рассматривает дела строго по договорам частных лиц с финансовыми организациями. Если спор со страховщиком возник у другой компании или индивидуального предпринимателя, за него уполномоченный не возьмется.
Ещё несколько условий.
1. Разногласия должны касаться только денег или имущества. Если вам не выплатили страховку или выплатили мало — прямой дорогой к финомбудсмену, если вообще отказались оформлять полис ОСАГО, то здесь нужно жаловаться уже ЦБ.
2. Через омбудсмена можно оспорить только прямые убытки. Возмещение морального вреда или упущенной выгоды не находится в его компетенции.
3. К омбудсмену можно обратиться по проблемам, которые возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления.
4. Если вы пропустили трехлетний срок, но хотите подать на компанию в суд, все равно придется обратиться сначала к омбудсмену.
5. Без его решения или отказа суд не станет заниматься делом.
Цена вопроса?
Для потребителей услуги бесплатны. Подать обращение можно в электронном виде или обычным письмом. Но сначала потребитель должен отправить претензию непосредственно в финансовую организацию, с которой ведет спор, и получить ее ответ.
Можно ли оспорить решение финансового уполномоченного?
Его решение вступает в силу через 10 дней после принятия. Если вы протестуете, можете решить спор с компанией через суд. Для подачи иска есть 30 календарных дней. Финансовая организация тоже может оспорить вердикт уполномоченного в суде, но на это дается только 10 рабочих дней.