Интервью с Диогеном
- Правда ли, что ты жил в бочке?
- Я жил в пифосе. Это большой древнегреческий кувшин размером с человека. Обычно в таком сосуде хранили продукты- зерна, вина, соленую рыбу. Однажды мальчишки разбили его, но жители скинулись и купили мне новый.
- В чем заключается твой принцип
аскетизма?
- Я приведу для примера обыкновенную мышь, которая ничего не боится, ни к чему не стремится, и довольствуется малым. Понятно?
- Не очень. Это правда, что ты просил
подаяние у статуй?
- Да. И это очень полезно. Таким образом я приучил себя к отказам.
-Плутарх написал, что ты встречался
с Александром Македонским.
- Он не соврал.
- Что ты можешь рассказать о
великом полководце?
- Я грелся на солнце в Крании близ Коринфа. Он подошел ко мне и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил я, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил я его, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — попросил его я и продолжил греться. Говорят, что на обратном пути, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день со мной 10 июня 323 года до н. э.
- Как бы ты охарактеризовал своих
современников?
- Грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
- Какое вино пить вкуснее?
- Чужое