22.06.1941.
3 часа 15 минут первые бомбы обрушиваются на наши аэродромы.
4 часа первые залпы артподготовки и штурмовые группы уже на нашей стороне границы.
Через 5 дней Западный фронт фактически перестанет существовать, образовав брешь в несколько сот километров. Огромное количество погибших, раненых. И очень много сдавшихся в плен. Несколько сот тысяч. Почему?
ПРОПАГАНДА.
Вам 20 лет долбят , что "от тайги до британских морей Красная армия всех сильней", "И на вражьей земле мы врага разгромим Малой кровью, могучим ударом!", "Чужой земли мы не хотим ни пяди, Но и своей вершка не отдадим". Пропаганда - это хорошо, но лишь в том случае, если она подтверждается жизнью, а если нет, то начинает работать против себя.
ПЕРВЫЙ БОЙ. ОН ЖЕ ПОСЛЕДНИЙ, ДЛЯ МНОГИХ...
Вы просыпаетесь под бомбежкой. Офицеры не знают, что делать, потому что ими тоже никто не командует. Вокруг уже убитые и раненые. Бегом за оружием и потом помогать раненным. Офицеры собирают остатки своих и чужих подразделений и начинают занимать оборону на выгодном месте.
И тут появляется вражеская колонна!
Офицеры командуют :"ОГОНЬ!" Противник разворачивается в боевой порядок. По вспышкам выстрелов понимает, что на флангах пусто. Начинает охватывать их. Наконец прибежал комбат из военного городка. За ним артиллеристы катят противотанковые 45-ки. Приказывает открыть огонь по обходящим танкам и перебросить 4 "максима" на фланги.
2 танка подбиты. Пулеметы прижали пехоту к земле . Остальные танки разворачиваются, пехота отползает.
Бойцы выдохнули. Настроение повышается - это же первая победа! Комбат идет вдоль линии обороны, отдает приказы по оборудованию позиций. Приказывает офицерам доложить наличие солдат, боеприпасов и потери. Разбирается с раненными. Приказывает наладить связь. За ним замполит, подбадривает:" Молодцы , ребята! Умыли фашистскую гадину. Сейчас помощь подойдет. Сталинские соколы прилетят. И погоним их назад, за границу нашей Родины!"
Через час прилетает пара мессеров. С диким ревом они начинают утюжить позиции из пулеметов и сбрасывают небольшие бомбы. К сожалению, глубоко закопаться не успели, только по пояс. Один из солдат не выдерживает и с криком бежит в тыл. "Стой, сука, стой! Всем лежать!" Офицер бросается за ним и стреляет из пистолета вверх. Солдат падает, офицер хватает его за шиворот и тащит назад. Через 20 минут, израсходовав весь боезапас, мессеры улетают. И тут же начинается минометный обстрел. Пока отбивали первую атаку, фашисты засекли местоположение пушек и пулеметов и теперь обстреливают именно эти места. Не дожидаясь конца обстрела, короткими перебежками, укрываясь за складками местности, начинают выдвигаться штурмовые группы, вооруженные пистолетами-пулеметами . Комбат, так и не дождавшийся связистов, отправляет сержанта в штаб полка доложить обстановку. Сразу после последнего разрыва штурмовые группы врываются на позицию и добивают оставшихся в живых оглохших от взрывов красноармейцев. Отдельным мелким группам удается укрыться в близлежащем лесу.
Приблизительно так могли проходить первые бои этой войны непосредственно на границе с участием первого эшелона обороны, если войска не были заблаговременно подняты по боевой тревоге. А таких было большинство.
Второй эшелон располагался на расстоянии 100-150 км от границы. Он должен был выдвинутся ближе к границе в районы сосредоточения и в дальнейшем действовать согласно сложившейся обстановке, по полученным к этому времени приказам. Войска совершали 50-100 км марш, в течение которых они подвергались авиаударам противника, который к тому времени уже господствовал в воздухе. Это тоже не вязалось с пропагандой и не способствовало подъему боевого духа.
СИНДРОМ ФУКИДИДА.
А теперь окунемся в глубокую древность. Конец августа 413 г. до н.э. Сицилия. Сиракузы. Пелопоннесская война. Именно здесь произошло событие, которое получило детальное описание (впервые в истории) современника - афинянина Фукидида, автора "Истории Пелопоннесской войны". Фукидид детально, по дням, описал зарождение паники и апатии, которые погубили афинские войска. К сожалению, эта история не удостоилась внимания психологов, поэтому назовем произошедшее - синдромом Фукидида. Это крайняя степень дезорганизации больших масс людей путем дурного управления ими, массовая апатия и потеря воли к жизни, приводящая к их гибели.
Афиняне с союзниками были сильнее союза дорийцев во главе со спартанцами. А их флот доминировал вообще по всему Средиземному морю. Поэтому они были абсолютно уверены в своей победе. Для спартанцев же проигрыш этого сражения означал полный разгром. Но не будучи великими мореходами ( как афиняне), они смогли навязать противнику морской бой на выгодных для себя условиях и победили. Причем сражение проходило на глазах у воинов обеих армий. Они смотрели его, как на стадионе: северный берег залива (можно сказать - северная трибуна) - афиняне, южный - спартанцы, между ними залив (поле) , на котором проходит сражение. Все очень наглядно и ,следовательно, убедительно. Когда бой закончился - южный берег взорвался криками и пением пеана, а северный погрузился в тяжелую тишину. В один момент афиняне из осаждающих превратились в осажденных. И это понимал каждый боец. А еще он понимал, что виноваты командиры. Что это их ошибка. И когда те предложили продолжить морскую битву, т.к. у них оставалось немного больше кораблей, чем у спартанцев, то армия ответила отказом. Она была морально сломлена. Спасение было только в 80 км. марше к союзному городу Катана.
Но командование теперь уже упустило инициативу и спартанцы перекрыли перевал. Два дня боев ничего не дали и начались метания из стороны в сторону, которые усугублялись недостатком воды и пищи. Дисциплина упала и армия превратилась в стадо баранов.
Измученные жаждой, афиняне доходят до реки Ассинар и бросаются в нее, чтобы напиться. Подошедшие спартанцы начинают рубит их. Это была просто резня - было убито 18.000 человек. А это была лучшая афинская армия!
Тоже самое произошло с армией Наполеона во время отступления из Москвы. Солдатам была обещана победа после занятия города. Они его заняли. А город пустой и победы даже близко нет. Моральный дух подломился. Арманд де Коленкур (посол Франции в России) оставил документальное свидетельство разложения армии. "Нашим главным врагом было отсутствие дисциплины и порождаемые этим беспорядки объяснялись , в первую очередь, небрежностью высших начальников". Генерал Ермолов вспоминал:" В Вязме в последний раз мы видели неприятельские войска, победами своими вселяющими ужас повсюду и в самих нас уважение..."
А дальше, полное моральное разложение, вплоть до людоедства, и тоже стадо баранов. Им не помогло даже наличие абсолютно свежих сил по ходу движения. В Смоленске - 18.000 человек, в Витебске и Орше - 50.000 человек, в Вильно - 10.000 человек, на реке Буг - 40.000 человек. Зараза паники и апатии распространялась как эпидемия. "Я сомневаюсь, государь, что Неман прекратит беспорядок... , ибо контакт с нашими БАНДАМИ дезорганизует также и эти войска и погубит все". Границу России перешли 500.000 человек, назад вернулись 48.000.
КТО ВИНОВАТ?
Уличные бойцы знают, как опасно пропустить первый удар - он может оказаться последним.
Пять дней РККА оказывала организованное сопротивление. Были и танковые контрудары, были бомбежки переправ, понимая важность коммуникаций, перерезали их, оставляя танки вермахта без горючего.
Но за это время сильно поредел командный состав и была потеряна матчасть, в том числе связи. А контраст между пропагандой и действительностью был настолько резок, а ошибки руководства настолько явными, что люди не выдержали.
Конечно, их это не извиняет, но винить надо прежде всего руководителей, которые довели до этого. В данном случае они понесли наказание.
Все фото Pixabay.
Другие статьи автора:
Ввод войск в Афган. Надо? Не надо?
Что делать, чтобы муж не пошел «налево?
Россия + Германия = 21. Перезагрузка.
«Будет война – не пойду воевать за Россию». Ответ 14-летнему подростку.