Рассмотрим насколько хорошо кормили солдат и было ли это разнообразные вкусным? Давайте разбираться понятное дело что качество снабжения войск сильно зависело от времени года участка фронта и инфраструктуры. Нельзя однозначно сказать что вся армия питалась плохо или хорошо. В мемуарах и письмах солдат можно встретить диаметрально противоположные записи, но в общем и целом до зимы 1917 года ситуация была стабильной. Лишь осенью 14 произошли массовые перебои снабжения. В Польше такие перебои снабжения были связаны как правило со стремительным наступлением войск.
Вот что пишет участник войны о событиях 14 года «в эти дни мы буквально голодали ибо наши обозы не поспевали за нами по песчаным дорогам этого края. Достать что-либо у местного населения не представлялось возможным. Само население жило впроголодь, а тут ещё побывали перед нами немцы и забрали остатки. Бывало попросишь хлеба а старики и старухи плачут сами ничего не ели.
Плач и отчаянные мольбы встречали и провожали нас на каждой остановке. В это время главным пищевым продуктом нам служила брюква которую мы собирали по полям и сырой поедали, к счастью за всю войну такой голодовки мы больше не испытывали. Питание солдат во время боевых действий обычно происходило дважды в сутки днем или вечером по мере того как война переходила в позиционную. Передовые части стали получать еду ближе к ночи и ранним утром а порой и один раз в день. Связано это было с риском угодить под артиллерийский обстрел. По этой же причине кухни держали в тылу. Резервные роты получали еду на прямую, а от окопников приходили по несколько бойцов от каждого взвода с походными котелками или вёдрами. В случае активизации боевых действий обед готовили ночью и подвозили в 6-7 утра и только в вёдрах вмещавший их больше еды чем котелки. Ужин приносили с наступлением сумерек чай, сахар и хлеб раздавались взводным раздатчиками на несколько дней. Чай готовился ночью в котелках самими солдатами в землянках второй линии окопов где были устроены кирпичные печёрки. Во время маневров продукты как правило закупались у местного населения так как кухня не поспевали за войсками и еда готовилась самими солдатами на местах.
Также нередким было использование сухих пайков особенно в начале первой мировой пока война окончательно не приняла характер окопной и не были хорошо развиты защитные позиции. Хуже обстояли дела во время отступления поскольку войска старались отойти ночью как можно дальше от противника, соответственно кухням помимо готовки еды необходимо было еще поспеть за своими войсками при отступлении. Как правило ликвидировался весь скот с близлежащих районов дабы не отдавать его в руки противника, в таких случаях войска не испытывали недостатка в мясе солдаты могли приобретать еду и в частном порядке например на станциях и пристанях».
Конечно можно найти прямые нормы довольствия солдат но узнать конкретно чем и как питались бойцы можно только в воспоминаниях.
Вот письмо солдата 14-го полка в конце пятнадцатого года. «Мы здесь живем прекрасно кормят нас хорошо и здорово. Например утром пьем чай с булками и маслом два раза в день горячая пища: 1 фунт мяса на каждого и сало дают кашу варят и сами жарим себе картошку с салом.
Одним словом шик».
Вот письмо солдата 197 полка в январе 16-го «Хлеба нам выдают по
полтора фунта. Черный горелый, собака это не будет есть да дают мало. Суп вода да 1-2 картошки, а мясо съели по ошибке собаки и кошки за нас».
Вот письмо солдата 173 палка в феврале 16-го «Сидим без хлеба по четверо суток и без порции потому что хлеба не хватает. У нашей России».
Вот еще одно воспоминание советского писателя Катаева с западного фронта «Едим два раза в день днем и вечером. В 12 обед: борщ, каша и около полфунта мясо, чрезвычайно твердого. Борщ до того на перчён, что есть его я не могу. Каша на постном масле или с салом на крошеном кусочками».
Командование армии прекрасно понимало, что снижение качества и количества пищи напрямую влияет на боевой дух
особенно зимой. Поэтому по возможности нормы довольствия повышались. С началом позиционной стадии каши стали готовить
гораздо чаще, как правило это было пшенная или гречневая каша на бараньем либо на говяжьем сале. По ходу войны все чаще солдаты ели рисовую кашу по причине легкости его закупки и пользы
для желудка. Ухудшение снабжения стало наблюдаться с осени 16-го года, а ближе к зиме наступил кризис снабжения всей армии.
Вот что вспоминает генерал-квартирмейстер Данилов «В середине 16-го года развал транспорта был у нас налицо. Постепенно стал страдать солдатский желудок. С большими затруднениями связан поиск сахара и белой муки, затем стали встречаться серьезные препятствия в обеспечении солдат свежим мясом и овощами. Приходилось довольствоваться рыбой, консервами и сушеной зеленью».
По сути максимальное количество жалоб было в 1917 году. В войсках нарастали волнения, а зимой 17-го появилась цинга ставшая следствием замены свежего мяса
консервами, солониной. По причине нехватки овощей не всегда между подразделениями поровну распределяли крупы. Где-то соблюдался баланс между гречей, рисом и чечевицы, а где-то солдаты питались только чечевицей.
Вот что вспоминает один из бойцов 1-го запасного пулеметного полка «Более чем полтора месяца подряд изо дня в день для нас варили суп из чечевицы. Никогда раньше не ел я такого отвратительного супа. Мутное безвкусное хлёбало едва лезла в рот к тому же на
второе к обеду ежедневно варили кашу из чечевичной крупы на хлопковом масле. Она нам до того надоело что многие из ребят совсем ее не ели предпочитая вылезать из-за стола после обеда впроголодь».
Конечно, проблемы на фронте возникали постоянно, но глобального голода не было лишь временное ухудшение питания на тех или иных участках. Солдатский рацион как правило был достаточно разнообразны на бумаге. По факту периодически не хватало то одних-то других продуктов. Проблема была в том что по ходу войны производственные мощности тыла снижались, логистика страдала, а
потребность армии возрастала. Добавьте к этому постоянный процесс деградации войск. Но даже несмотря на все проблемы русские солдаты в целом питались неплохо, даже по сравнению с бойцами западных стран.