Система образования часто вызывает у нас желание покритиковать ее. Не нравится учебная программа, не устраивает учитель, невкусно накормили в школьной столовой… Однако рассматривая картины старинных мастеров жанровой живописи из разных стран, понимаешь, что на самом деле школьное образование стремительно развивается. Судя по всему, быть школяром 200-300 лет назад было очень нелегко.
Учителя и ученики
Еще в Древней Греции «педагогом» - т.е. «ведущим ребенка» называли раба, в обязанности которого входило просто доставить дитя из знатной семьи до школы и привести его обратно. Причем известно, что на это дело отдавались обычно не самые сильные и ловкие слуги, которые могли быть полезными в других делах, а старые и хромые. Судя по картинам фламандцев, к XVII веку ситуация с опытными педагогическими кадрами, конечно, изменилась, но не сильно. Образование в то время уже было трехступенчатым: в Голландии существовали младшие школы, средние, которые назывались «латинскими», и высшие учебные заведения – университеты. Если учителя в средних школах уже должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в младших классах они порой даже сами не умели читать.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/061219/44854/