В списке самых знаменитых русских полководцев всех времен его имя всегда будет стоять одним из первых. Некоторые командиры прославились благодаря невероятной отваге и острому уму, другие и вовсе не знали поражений, но только одного прозвали Маршалом Победы в Великой Отечественной войне. Георгий Константинович Жуков в общем-то не нуждается в дополнительном представлении
Скорняжных дел мастер
Когда речь заходит о личностях такой величины, может показаться, что роль в истории страны была уготована им судьбой. У многих полководцев прошлого действительно особо не было выбора: семья потомственных военных, протоптанная дорога из училища на фронт – и здесь вовсе нечего стыдиться. Только вот с Георгием Жуковым та самая судьба сыграла шутку, ведь изначально он даже не собирался воевать.
Более того, в отличие от многих героических предшественников, никакой военной предыстории у его семьи и близко не было. Жуков родился в крохотной деревеньке Стрелкова Калужской губернии в 1896 году, в семье крестьянина Константина Жукова. В 12 лет его устроили на обучение в Москву к дяде, скорняку, то есть специалисту по выделке меха и кожи. Юный Георгий учился скорняжному делу, посещал общеобразовательные курсы и к 1914 году, в 18-летнем возрасте, уже считался полноценным мастером. У него водились кое-какие деньги, которых хватало на съем жилья и бытовые расходы, набиралась клиентская база, даже возникали паны на будущее – о свадьбе и детях … Но в планы вмешалась война и осталась в жизни Георгия Жукова навсегда.
Солдат двух империй
Во время долгосрочного призыва молодежи в 1915 году никто не смотрел, хочет ли человек отправляться на фронт или нет: страна несла ужасные потери, и в рядах императорской армии необходима была молодая кровь. Жуков попал в кавалерию и обрадовался, потому что всегда любил лошадей. Военное дело оказалось не сложнее скорняжного: вовремя выполнять приказы, в нужных местах проявлять инициативу, не робеть и не отступать.
Вчерашний скорняк за какие-то 2 года дослужился до унтер-офицера и заработал два Георгиевских креста 3-й и 4-й степени – награды не самые престижные, но вполне весомые. Правда, второй выдали за серьезное ранение, что привело к тяжелой контузии, смерть прошла мимо, буквально в паре шагов. А затем еще дважды: уже в мирное время Жуков чуть не умер от тифа и потом в рядах Красной армии был иссечен осколками гранаты.
Научившись воевать, он уже не думал возвращаться к мирному ремеслу. В конце концов, каждый человек выбирает себе судьбу сам.
Другой миф, связанный с Жуковым в общественном сознании, состоит в неизбежности его назначения на один из ведущих командующих постов во время Великой Отечественной. Мол, ну а кого же еще, ведь Жуков был лучшим! Только вот история печально показывает, что лучшим он оказался в результате Большого террора и иных репрессий 1930-х годов, уничтоживших огромную часть высшего руководящего армейского состава. Это, впрочем, не значило, что Георгий Константинович владел мастерством лавирования в неустойчивом политическом климате и хитростью пробрался наверх, совсем наоборот. Он сам неоднократно был на волоске от ареста, а высокое назначение – следствие как большой удачи, так и реальных заслуг. В 1939 году Жуков, будучи комдивом, блистательно показал себя, командуя советскими войсками в русско-японском военном конфликте и у реки Халхин-Гол. Именно там он впервые применил танковые и мотоброневые подразделения при поддержке авиации для активной обороны, что затем стало его фирменным стилем. Японцы были разгромлены, Жуков получил звание Героя Советского Союза, а через год – повышение до генерала армии.
Гений обороны
Внезапное вторжение Германии в СССР 22 июня 1941 года и ужасные последствия первых месяцев войны многие связывают с недальновидностью высшего руководства страны. С февраля 1941-го Жуков, являясь начальником Генштаба, не мог не знать о планах наступления немцев. Более того, в мае он выдвигал план скрытого сосредоточения войск на западной границе для превентивного удара, но тот не был принят в исполнение. Военная машина Германии обрушилась на неподготовленные пограничные подразделения всей своей мощью, сминая сопротивление как каток. С 23 июня Жуков командовал на Юго-Западном фронте, но никакие его действия не смогли остановить наступление нацистов. Западный фронт разгромили, а впавший в немилость Сталина Жуков покинул пост начальника Генштаба и отправился командовать Резервным фронтом, где с 30 августа по 6 сентября провел первую крупную успешную операцию РККА против немцев, освободив город Ельня.
Из Резервного фронта Жукова перебрасывают на Ленинградский – с задачей удержать город любой ценой, деблокировать, прорваться навстречу своим. По сути его сунули в самое пекло, дав почти невыполнимый приказ, ведь захват Ленинграда считался для Гитлера приоритетной целью. И Жуков удержал город с помощью грамотного и чрезвычайно жесткого командования, хотя снять блокаду и не удалось, лишь стабилизировать фронт. Затем снова переброс на Западный фронт, активная оборона и контрнаступление по всей линии соприкосновения войск, не сданная немцам Москва. Жуков снова и снова показывал себя гением обороны, побеждая там, где победить было на первый взгляд невозможно.
Дважды опальный
Но война продолжалась еще долгие годы, и требовалось не только обороняться, но и наступать. Георгий Жуков руководил многими операциями, и далеко не все они оказались удачными. Советские несли невероятные, чудовищные потери, в сотни тысяч, миллионы человек – во многом ответственность за это лежит и на самом Жукове. Кто-то скажет, что невозможно судить высшее командование, которое пыталось добиться результатов в противостоянии с немецкой мощью, и в чем-то будет прав. Вот только в одной провальной Ржевско-Вяземской операции с января по апрель погибли почти 800 тысяч человек – и это уже после того, как наступление Германии удалось остановить. Жуков действительно делал все, что мог, просто иногда этого было недостаточно.
И все же прозвище Маршал Победы не дается за красивые глаза.
18 января 1943 года он получил звание Маршала Советского Союза – первое в стране с начала войны. 10 апреля 1944-го первым же удостоился ордена «Победа», высшей военной награды СССР.
Принимал оба Парад Победы: один на Красной площади 24 июня 1945-го, второй – в Берлине 7 сентября.
Никто не мог сказать, что Георгий Жуков этого не заслужил … По крайней мере, в ближайший год после Победы. Сталин обвинил своего лучшего командира в «бонапартизме» и «присваивании разработки операций, к которым не имел никакого отношения», в довесок назвав мародером. Хоть не расстрелял, и на том спасибо – всего лишь понизил до командующего войсками Одесского округа.
Жуков прожил еще достаточно долго, пережив самого Сталина, оказавшись вновь повышен до министра обороны и вновь понижен Хрущевым … Нельзя сказать, что карьерные «американские горки» были ему по вкусу, но воспринимал он их достаточно спокойно: после войны они казались практически неважными. Георгий Жуков лучше кого-либо знал цену своим решениям и поступкам, как и положено настоящему победителю.
P.S
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)