Найти тему
Онлайн-кинотеатр Wink

Почему сериал «Великая» оскорбит ваши патриотические чувства

На more.tv уже вышел весь сезон сериала «Великая» о Екатерине II. Каждая его серия переполнена издевательскими шутками о России и гэгами а-ля рюс. Кинокритик Егор Беликов объясняет, почему клюква в кино — это хорошо, а не оскорбительно для вашего внутреннего Милонова.

«Великая»
«Великая»

Есть такой термин — «развесистая клюква», сейчас эту идиому сокращают просто до «клюквы». Клюквенными, как джем, называют в том числе такие детали в игровом кино, которые совершенно точно не соответствуют реальному положению вещей. Чаще всего термин используется в контексте изображения разных стран и культур режиссерами из-за рубежа. Классический пример — пьяный русский астронавт из фильма «Армагеддон», рассекающий там по МКС в шапке-ушанке с советской кокардой.

«Великая»
«Великая»

Клюквенное изображение русских в кино — это, конечно, обидно. Охранительно настроенная общественность пытается искать клюкву даже в российском кино — и иногда успешно находит. Не совсем еще забыт скандал вокруг картины «Матильда», которую обвиняли в кощунстве по отношению к последнему императору, некорректном отображении его биографии. Хотя в общем смысле это был разговор о том, что на экране показали не ту Россию, которая существовала лишь в головах носителей фантомной ностальгии по дореволюционным временам. Считай, та же клюква.

«Матильда»
«Матильда»

Скажем, оскароносная «Фаворитка» о позднейшем периоде царствования британской королевы Анны, тоже весьма приукрашенная и перепридуманная, конечно, обидеть россиян никак не могла — свой кафтан, своя шапка Мономаха ближе к телу, а любой рассказ о британской истории для нас будет слегка экзотичной сказкой с персонажами, разодетыми в специально состаренные по такому случаю кружева. «Великая» — это сериал Тони МакНамары, того же сценариста, который написал «Фаворитку», но только в этот раз коварный австралиец-борзописец покусился на Екатерину нашу Великую.

Тони МакНамара на съемках «Великой»
Тони МакНамара на съемках «Великой»

Вообще, наследные монархии тех веков отличались друг от друга мало чем. Даже больше, фактически эти царственные семейства, размазанные по Европе, были повязаны кровными и прочими родственными связями. Всех наследных принцев и принцесс выдавали друг за друга, разумеется, не по желанию отпрысков и не следуя их сиюминутным влюбленностям, а по предварительному сговору. С этого эпизода и начинается «Великая». К циничному молодому императору Петру III (поразительно многогранный артист Николас Холт, играл и в «Безумном Максе: Дороге ярости», и в «Фаворитке» тоже) приезжает невеста из далекой Германии — еще пока наивная, простодушная, с верою в настоящую любовь, полная надежд и чаяний Екатерина (Эль Фаннинг, главная голливудская нимфетка с оленьими глазами), которой суждено стать второй по счету.

«Великая»
«Великая»

Сериал «Великая», конечно, во многом оглядывается на знаковый фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта», где Кирстен Данст в платьях и кедах прыгала под разнообразную совсем не подходящую эпохе музыку, изображая удивительную королеву, которая веселится что есть сил, лишь бы забыться. Впрочем, еще совсем юная Екатерина II веселиться не спешит, как и воплощать в жизнь известный исторический анекдот про секс с конем. Сперва развеиваются девичьи мечты о полюбовном браке — Петр лишь бесчувственно, пардон, сношает избранницу, а на следующий день неприятно удивляется, почему та до сих пор не вынашивает его наследника. Из досуга здесь бесконечная охота, домашний медведь, пьянки с хабалистыми фрейлинами. За духовное отвечает потрясающий поп с окладистой бородой.

-6

Клюква как она есть — вместо обстоятельной биографии правительницы гадкие американцы демонстрируют нам полный набор стереотипов о зажравшемся царском дворе. А ведь Екатерина II — постоянная героиня современного кинематографа. Уже есть и сериалы — и британские («Екатерина Великая», в которой тоже полно было клюквы, но унылой), и российские, одноименные («Великая» с Юлией Снигирь), якобы аутентичные («Екатерина. Самозванцы» с Мариной Александровой). Но другие сериалы, снятые с куда более серьезным лицом, и вполовину не так увлекательно смотреть, как «Великую». Почему?

«Великая»
«Великая»

Суть в том, что игровое кино на самом деле никому не обязано рассказывать исключительно правду и воспроизводить предположительную реальность. Даже наоборот, режиссеры вполне вольны перепридумывать действительность, адаптировать ее под себя, чтобы показать нам что-то новое или как минимум развлечь. Поэтому вместо унылого костюмного кино из «Великой» получилось тоже костюмное (работа художников-постановщиков, которые нарочно нарушали всякий исторический канон, лишь бы разодеть героев во что-то рок-н-ролльное, впечатляет), но остроумное. Это сериал, сделанный из разнообразных художественных преувеличений — гипербол. МакНамара нарочно допускает ошибки даже в самом элементарном: Петр III у него, к примеру, сын Петра I (парадокс), да и расклад сил при дворе был совершенно иной. У него получается история не о союзе Екатерины и Петра как таковом, а о порочности всякой власти, как будто это не сериал, а десятичасовая басня. Каждая шутка, каждый гэг в сериале — тонкая ирония о российских стереотипах: скажем, в XVII веке обнаруживается волшебный хор девочек родом из Чернобыля, который «просто светится». Магия кино!

«Великая»
«Великая»

Наконец, самое важное — фильмы и сериалы, изобилующие разнообразной клюквой, рассказывают нам о нас же куда больше, чем можно представить. 

Это прежде всего своеобразное, ошибочное, но все же некое сформулированное представление о России. Да, про нас часто снимают кромешную чушь: 

  • якобы русскоязычные герои говорят на языке с дикими ошибками и явным акцентом; 
  • на экране показывают Москву, вовсе непохожую на до боли знакомый порт пяти морей;
  • активно педалируются ушанка, водка, балалайка, Борис Ельцин, ледяная пустыня, генерал Мороз и прочие не всегда подходящие по контексту штампы.
«Великая»
«Великая»

Но это значит, что именно так о нас до сих пор думают некоторые кинематографисты, а значит, что и другие иностранцы, и в большом количестве. Стереотипы живучи, и пока что не удалось, значит, переубедить мировое массовое сознание по поводу нашей страны, которая сильно изменилась со времен Екатерины (правда, непонятно, в какую сторону, к лучшему или к худшему).

Кроме того, это хороший взгляд на нас же со стороны. То, что обычно называется национальным менталитетом, лучше всего рассматривать в художественном преувеличении. 

«Великая»
«Великая»

Одним из самых подходящих фильмов для вдохновенного пересмотра на бывшей территории Союза является «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером. Конечно, это вовсе не полицейский боевик, каковым он подразумевался авторами. Это картина, в которой Арни на полном серьезе ходит по Москве в идиотской одежде, дерется с грузинскими бандитами и находит у них в протезах ног кокаин (и еще заявляет, когда находит схрон: «Кокаинум!» — на эту реплику любой нормальный человек может отреагировать только истерикой), может считаться лишь искрометной фарсовой комедией, пусть и ненарочной. Но это так смешно, что зрителю становится неважно, почему на таком серьезном и дорогостоящем производстве, как производство студийного кино, были допущены настолько дикие ошибки. В этом смысле «Великая» даже круче «Красной жары» (хотя куда уж круче) — в новом сериале все стереотипы про домашних медведей воплощены с хитрым прищуром и исходя из сложного шоураннерского расчета. Так что сделаем «Великую» великой. Снова.

«Великая»
«Великая»

Сериал «Великая» — на more.tv.