Тут товарищ vikond65 разродился панегириком разделу Польши. Я обычно спокойно отношусь к его постам, ну дядька просто троллит. Однако текст чуть ниже - это ответ на его комментарий, именно в стиле дурацкого смеха vikond65.
Комментарий:
И кто же вам сказал, что Польша (в которой первый университет открылся на 400 лет раньше, чем в России), была нищей?
Я, кстати, много ходил и ездил по Западной Белоруссии, которую забрал к Польши в 1939 году. Так вот, там можно определить очень четко: если на дороге заканчивается положенный уже после войны асфальт и начинается старинная булыжная мостовая, которой сотни лет, значит - въезжаешь на бывшую польскую территорию. А в Российской Империи вплоть до ХХ века мощеных дорог за пределами крупных городов не было от слова "вообще".
Это - к вопросу о том, кто нищий, а кто - не очень. :)
Мой ответ:
У вас их (ответов) никогда нет.
А ведь могли бы поступить как нормальный человек.
Например, взять книгу Александра Граба "Napoleon and the Transformation of Europe", и прочитать главу про Варшавское герцогство. Дыра нищая, которой Наполеон от щедрот своих выделили 20 миллионов франков на развитие. Самое смешное, что бюджет мизерный (хотя Наполеон реквизициями и вливаниями повысил собираемость с 30 в 1808 до 50 млн флоринов в 1810-м, это в рублях порядка 60-70 млн. рублей. Для сравнения - доходы России в 1808 году 125 млн. рублей, в 1811 году - 300 млн рублей серебром), а паны богатые. Почему? Да потому, что даже во время голода 1808-1809 годов гонят зерно... в Россию, которая вроде как враг. И в Англию, которая тоже вроде как враг. Результат - "Хлеба, матка, хлеба, — требовали они. — Нема хлеба, — следовал горький ответ."
Или открыть Устрялова и прямо прочитать, не веря глазам своим: "после вхождения при Александре I в состав России Польша воскресла. Российский государь в 1815 принял под свою державу страну, покрытую песками и болотами, изредка возделанную трудами земледельца, с едва проходимыми дорогами, с бедными разбросанными хижинами, с городами, похожими на деревни, где гнездились жиды или скиталась оборванная шляхта, между тем как богатые магнаты расточали миллионы в Париже и Лондоне, вовсе не думая о своем отечестве. Нищая Польша под русским скипетром обратилась в государство благоустроенное, сильное и цветущее. Щедрая попечительность Александра I оживила все отрасли польской промышленности: поля, осушенные каналами, покрылись роскошными нивами; села выстроились; города украсились; превосходные дороги пересекли Польшу во всех направлениях. Возникли фабрики; польские сукна и другие изделия в огромном количестве появились в России. Выгодный для Польши тариф благоприятствовал сбыту ее произведений в пределах Российской империи. Варшава, доселе ничтожное место в торговом мире, обратила на себя внимание Европы. Польские финансы, истощенные Наполеоном, приведены в цветущее состояние попечительностью и великодушием Александра I, который отказался от всех коронных имений, обратив их в государственные, и все доходы Царства Польского предоставил в его исключительную пользу. Польский долг был обеспечен; кредит восстановился. Был учрежден национальный польский банк, который, получив от щедрого российского государя огромные капиталы, содействовал быстрому развитию всех отраслей промышленности. Попечением цесаревича Константина Павловича была устроена превосходная армия; польские арсеналы наполнились таким огромным количеством оружия, что его оказалось впоследствии достаточным для вооружения 100 000 человек.
Под российской властью в Польше очень быстро распространилось образование. В Варшаве был учрежден университет; открыты кафедры высших наук, дотоле в Польше небывалые; вызваны опытные наставники из-за границы. Лучшие польские студенты отправлялись в Берлин, Париж и Лондон на счет российского правительства; в польских областных городах были открыты гимназии и обводовые училища; возникли пансионы для воспитания девиц и военные школы. Законы, дарованные Польше Александром I и тщательно им охраняемые, водворили порядок, правосудие, безопасность личную, неприкосновенность собственности. Обилие и довольство царствовали повсеместно. За первые десять лет пребывания Польши в составе России народонаселение почти удвоилось, достигнув четырёх с половиной миллионов. Старинное изречение Polska nierzadem stoi (Польша живет непорядком) было забыто."
Не нравится и хотите конкретных цифр?
Открываем сборник "Российская империя в сравнительной перспективе" и читаем: "В период с 1815 по 1830 год Царство Польское, обладавшее полной финансовой автономией, вовсе не участвовало в общегосударственных расходах. Изданный после подавления восстания 1830 года Органический статут (1832) обязал Польшу вносить свою долю в имперский бюджет на военные расходы. В 1835 году эта доля была определена в размере 21 000 000 злотых (3 150 000 руб.). Для Польши эта сумма была весьма существенной – все доходы Царства в 1835 году составили 85 миллионов злотых. В то же время доля военных расходов в российском бюджете намного превышала 25 % – выплаты польского казначейства были каплей в море имперских военных затрат."
Но только на военные и инфраструктурные нужды в царствование Николая I в Польше тратилось 20-25 млн рублей ежегодно. Это как раз на эти деньги и делалось то, над чем вы смеетесь: " если на дороге заканчивается положенный уже после войны асфальт и начинается старинная булыжная мостовая, которой сотни лет, значит - въезжаешь на бывшую польскую территорию."
Наверное единственным польским крулем, который озаботился состоянием дорог в Польше, оказался столь нелюбимый поляками Станислав Понятовский. В 1772 году он нанял француза Кароля Германа Пертеса (Charles Hermann Perthées) произвести картографическую съемку польского государства. Француз занимался этим долгих шесть лет, и в 1780 году выпустил Атлас Польши. Чуть ранее Понятовский создал Постоянный Совет и Дорожную Комиссию, которая должна была разработать и выдать масштабную перспективу дорожного строительства. Причем не грунтовых, а мощеных дорог.
Одновременно в университете Понятовского появилась новая специальность - дорожный строитель.
Именно в его правление были построены тракты Варшава-Краков, Варшава - Гродно, Варшава - Познань. Но вот далее... В конечном итоге все уперлось в деньги, вернее в то, что у короля было денег мало, а у магнатов - много.
Магнаты считали строительство дорог угрозой себе - ведь по этим дорогам король в случае чего мог перекинуть войска и подавить железное право шляхтича на рокош. И далее мостовые начали немножечко разбирать. Ну мало того, что дорога сломана, так вынутым камнем можно свой замок обновить опять же.
Ну а потом шляхта усмотрела в строительстве дорог "руку Москвы" конечно же. Ну, мол, Екатерина, поделив Польшу первый раз, теперь хочет руками бывшего любовника построить дороги, дабы быстро бросить войска к Варшаве и подавить свободную Польшу в случае очередного рокоша.
Ну и в 1780 году Сейм отклонил все реформы и поправки короля. Ну ибо не фиг. И дорожное строительство было надолго забыто.
В следующий раз к дорогам вернулись только при Наполеоне в 1809-м, а потом уже Россия стала вбухивать огромные средства в дорожное строительство в Польше.
Это так, краткая выжимка из Адама Замойского "Последний король Польши". Выделенное курсивом - это уже пересказ других книг, например Дагби Смита "Наполеон против России", где показана роль такого человека, как Этьен Винсент, который просто анально нагнул панов, заставив тот же участок шоссе Варшава-Вильно обновить за их же счет самым простым образом - дорога проходит по твоим землям? Будь добр содержать её в идеальном виде. Под угрозой конфискации земель.
Дошло аж до того, что все эти Чарторыйские и Замойские обратились к Наполеону с просьбой отменить эту свою конституцию, что вызвало у императора недельный ступор.
Но это уже другая история.
И напоследок) А давайте я вам расскажу одну чудесную историю) Про Виленский тракт))
Как-никак 1667-й)
По итогам войны в 1667 г. Речь Посполитая и Россия заключили Андрусовское перемирие, согласно которому среди всего прочего С ПОДАЧИ РОССИИ учреждался новый тракт: Москва – Смоленск – Могилев – Минск – Вильно.
Инициатива исходила от московского боярина А.Ордин-Нащокина, который прямо-таки настоял на строительстве тракта, ВКЛ же долго пыталась отказаться, бо "москали хотят нашими руками получить дорогу к сердцу Литвы". Но поскольку русские надавили - пришлось строить.
"Техническую сторону разработал виленский почтмейстер Рейнгольд фон Бизинг (Бисинг, Визинг), в России таких специалистов просто не было. На устройство ушло 3 года, и первая почта отправилась по тракту из Москвы 11 марта 1669 г. (по юлианскому календарю), а из Вильно – на день позже [1, с. 252]. Почта находилась в дороге восемь дней. В составленном Бизингом положении устанавливался порядок прохождения почты. Из Вильно почтальон отправлялся в пятницу в полдень, в Минск прибывал в воскресенье в три часа пополудни, в Могилев – в понедельник в полдень и на границу – во вторник рано утром. К этому часу сюда поступала московская почта. Почтарь следуя обратно, выезжал из Москвы в ночь с субботы на воскресенье, прибывал в Минск в четверг в пять часов утра и в Вильно – в пятницу в полдень."
Ну и далее, не менее прекрасное)
"Тракт работал с перебоями. В его деятельности нашли отражения все сложности политических отношений между РП и Россией. Так как в его работе более всего нуждалось московское государство, то руководство Речи Посполитой не уделяло ему много внимания, и более того, часто использовало тракт в своих политических целях – вплоть до временного прекращения его работы. Корреспонденция из России активно просматривалась, и это не скрывалось от российской стороны [6, с. 117]. Дело в том, что с самого начала существования Виленского тракта он рассматривался российским руководством еще и как средство получения внешнеполитической информации [2, с. 13], а это уже не могло радовать руководство РП. И оно не всегда было заинтересовано в нормальной работе тракта. Все это вызывало многочисленные нарекания в адрес руководства РП. Русские посланники, для улучшения работы Виленского тракты, использовали и другие средства. Почтовым работникам на тракте преподносились «добрые подарки», фактически взятки, чтобы они делали свою работу быстро и аккуратно. особенно много «добрых подарков» получали варшавский, виленский и минский почтмейстеры» [6, с. 112, 117]. Кроме оговоренной платы, русское руководство одаривало почтмейстеров соболиными шкурками по несколько штук в год. Соболиный мех в Европе того времени ценился и стоил очень дорого, а значит и желающих доставлять российскую почту в белорусских и прибалтийских землях всегда хватало."
Цитаты отсюда: https://proliv.livejournal.com/219226.html. Там же список литературы.
Еще раз, резюмируя, так сказать - важнейшая дорога Минск-Вильно была построена по настоянию русских, поляки всячески тормозили ее строительство и готовность (оправдывая конечно же это возможной русской агрессией, хотя, как все понимают, дорога - она как бы в обе стороны), фактически часто закрывали ее, причем несли убытки не только русские купцы, но и свои, ВКЛовские и польские.
Это все, что надо знать о дорожном строительстве в Польше до завоевания ее Россией.