Найти тему
Смысловой Штурм

Школьное неравенство в России

Оглавление

Сегрегация, сортировка детей по школам, выделение условно одаренных и.... бездарных? Насколько это этично да и практично тоже?

Всем нам давно известно, что мозг человека примерно одинаковый по объему, что в целом умственные способности тоже одинаковые. Да, может присутствовать некая специализация у полей мозга. Но в целом получаются, что все люди талантливые, просто эти таланты нужно развивать.

Сортировка детей педологами

Термин «педология» был предложен в 1893 г. американским исследователем Оскаром Крисменом. Сторонники педологии считали, что дети, происходящие из определенной социальной среды, определенных семей, неспособны воспринимать учебные предметы в полном объеме, и их нужно определять с отдельные школы или классы.

Педологи не стеснялись проводить антропометрические измерения. Так же как нацисты в Германии по черепу определяли расу, они по размеру черепной коробки определяли умственные способности детей. Широко внедряли в практику психологические тесты. И в соответствии с этим дальше шла градация по классам.

Запрет на педологические извращения

В 20-е годы педологию пытались применять и в советских школах. Но при Сталине в 1936 году педология была запрещена, т. к. в ней виделись элементы фашизма. Было опубликовано постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Советским педагогам стало понятно, что дети из очень бедных и неграмотных семей (наследие царизма) просто не имели возможность хорошо обучаться, образовываться, поэтому при приеме в школу они показывали слабые результаты. Но как только ребенок получал доступ к качественному образованию, как только с ним начинали заниматься добрые, стремящиеся именно научить педагоги — ребенок расцветал, показывал отличные знания. Именно всеобщему качестве ному образования СССР сделал прорыв в науке, промышленности, полетел в космос.

Вариативность и элементы педологии сегодня

Сегодня мы имеем тот же отбор, что и сто лет назад. Вся система современного образования у нас в стране построена на школах разного качества и уровня.

Одни школы — это спецшколы, гимназии и лицеи, где имеет место быть качественное образование, отличные условия для обучения (только первая смена, полный набор педагогов) и повышенное финансирование (не более 10% от всех школ).

И простые школы с беспробудной второй сменой, нехваткой педагогов и слабой программой обучения (90%).

Отбор в школы ведется неприкрыто даже в первые классы, хотя по закону такой отбор вроде бы не разрешен. Отбирают не «одаренных» детей, а подготовленных. Подготовка стоит денег, и довольно больших. Или сами родители должны иметь соответствующее образование и время, что бы подготовить ребенка к поступлению в «элитку». Да что уж скрывать, ряд «элиток» просто платные школы.

Адепты этой школьной сегрегации часто произносят очень страшную и неверную мысль. Они связывают все неуспехи детей из простых школ с тем, что это дети быдло и «просто не хотят учиться». То есть не с низким качеством обучения, ни с тем, что один педагог в переполненной школе не может качественно обучать детей сначала в первую смену, а потом во вторую, не с тем, что программа обучения в простых школах отличается от программы в спецшколах на год минимум, и что поступить в спецшколу из простой школы можно только изрядно позанимавшись с репетитором, нет, просто не хотят учиться. Естественно, оплатить репетитора могут только обеспеченные родители.

Ребенок уже с 5-6 лет начинает сталкиваться с материальным и социальным неравенством и проявлениями общества неравных возможностей.

Жаль, что в некогда свободной стране с равными возможностями процветает неприкрытый социальный расизм и сегрегация детей.

Античная сортировка на сильных и слабых. Спарта.

Жан-Пьер Сен-Урс. Отбор детей в Спарте. 1785
Жан-Пьер Сен-Урс. Отбор детей в Спарте. 1785

Сортировка детей велась с младенчества. Тамошнее государство долго не думало, а просто сбрасывало со скалы слабых, больных, увечных младенцев. Умный, глупый — это было не важно, важна была чисто физическая форма. Потом детей подвергали различным испытаниям, а те, кто не справлялся — погибали. Зачем государству слабаки? Да, вырастить сильных и мужественных людей это позволяло, позволяло выигрывать сражения и быть успешными некий промежуток времени, но с наукой и искусством были проблемы.

Долгие столетия учеба была привилегией

Сортировка детей велась искусственным образом на протяжении столетий. К образованию допускались только дети из знатных, богатых семей. Повальная неграмотность тормозила научно-технический прогресс. Люди в массе своей были тёмными и невежественными, ими было очень легко управлять, их жизнь проходила или в рабстве, или в трущобах.

Н. П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897
Н. П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897

Читайте также:

Отличные результаты ЕГЭ не помогут поступить в вуз

Стоимость поступления в вуз на бюджет

Уменьшение или увеличение бюджетных мест в вузах ждет россиян?

Российское образование с ЕГЭ проигрывают советскому образованию №1