Я не выдержала и посмотрела сериал "Зулейха открывает глаза".
Черный пиар, который настойчиво и профессионально вызвал интерес к этому фильму у широкой аудитории, разбудил мое любопытство и я посмотрела.
Признаюсь, ничего хорошего от этого фильма я не ждала. С уверенностью, что впереди меня ждет набор стереотипов о "кровавой гэбне", я решила посмотреть этот сериал исключительно для того, чтобы у меня были конкретные аргументы при обсуждении этого "произведения искусства" со знакомыми. Режим большевиков там действительно показан в стиле фантасмагории. После убийства сбежавшего мальчика это окончательно стало походить на театр абсурда. Но я не об этом.
В конце фильма я плакала.
Я могла бы скрыть этот факт, но мне не стыдно, ибо это означает только одно: эмоциональное воздействие фильма настолько сильно, что просочилось даже в мою скептически настроенную душу, прошло через фильтр рационализма и критического разбора.
Основной сюжет фильма крутится вокруг темы материнства. Причем не любого материнства, а отношений матери и сына. Сын и дочь - это не одно и тоже. Объяснить это почти невозможно, но те, у кого есть и тот и другой, остро поймут разницу. Если попытаться это рассказать в двух словах: матери намного легче отпустить дочь, чем сына. Дочь, даже если она уехала учиться, вышла замуж, создала свою семью, чаще всего сохраняет крепкую духовную связь с мамой. С возрастом, пройдя через роды, уход за новорожденными, бессонные ночи и другие испытания материнства и семейной жизни, дочь начинает больше ее понимать. С сыном все иначе. Сына отпустить может не каждая.
В фильме две главные героини, две матери. Зулейха и ее свекровь, которая даже после смерти не оставляет ее в покое. Свекровь - пример той матери, которая не смогла отпустить своего сына. Неслучайно и в книге, и в фильме она слепая: это прямое указание на то, что ее любовь к сыну была слепа. Это довольно распространенное выражение. "Слепая любовь" - безумная, даже вредная, во многом эгоистичная, порождающая недееспособных или избалованных сыновей с кривыми судьбами. У этой женщины, свекрови, так и вышло. Слепая любовь заставила ее пожертвовать 4-мя другими детьми ради младшего сына. Потом, этот младшенький очень долго не женился. Как думаете, что или кто ему мешал? Наконец, уже в зрелом возрасте он нашел себе Зулейху, которая никак не могла угодить свекрови. Слепая мать не желала отпускать своего сына во взрослую жизнь, в другую семью, вмешивалась в его отношения с собственной женой. И пусть сейчас то, что она вытворяла, кажется нам диким и почти нереальным, суть отношений передана точно. И считывается эта информация очень легко. Этот сюжет из чувственной сферы. Он знаком каждой (или почти каждой) молодой женщине: едва уловимое ощущение, что твой муж все еще "маменькин сынок", который продолжает спрашивать у нее совета и опирается на ее мнение.
Зулейха в начале фильма ни разу не смогла родить мальчика, и в этом был корень того неуважения, которое свекровь к ней испытывала. Эмоционально Зулейха просто не могла понять, что такое быть матерью сына: это другие чувства, другие переживания, которые можно понять, только пройдя через это.
И вот, наконец-то, главная героиня рожает мальчика. Несколько ярких эпизодов показывают, насколько тяжело ей дались не только роды, но и само материнство. Молодая мать сталкивается с целым рядом проблем, одна из которых смертельно опасная - аллергия. Сюжет не получил дальнейшего развития, непонятно куда делась аллергия у младенца. Она, как будто, волшебным образом исчезла под чарами доктора. Но удочка брошена и я, как рыбка, попалась на крючок. Аллергия у ребенка - это не просто лично моя проблема. Сейчас это становится настолько распространенным явлением,что даже заикнуться об этом в фильме достаточно, чтобы нервы мамочки при его просмотре натянулись как струна. В голове в один момент всплывают одновременно все пережитые тобой моменты кашлевых приступов или сильнейшей обструкции у ребенка, сразу припоминаются в куче все бронхиты твоего сына и эти жуткие ночи, когда ты каждую секунду слушаешь его дыхание, а твое ухо начинает работать лучше любого фонендоскопа.
Совершенно понятно и очень жизненно, что реальный страх потерять сына формирует в сердце Зулейхи такую же слепую материнскую любовь, как у ее свекрови. И вот она начинает идти по этой дорожке отношений матери и сына. Даже любовь к мужчине (хотя тут, наверное, речь идет о простых физиологических потребностях), не способны порвать эту твердую нить взаимоотношений. Зулейха выбирает сына, жертвуя своим мужчиной. Так же как ее свекровь с свое время выбрала младшенького, пожертвовав остальными.
Время идет, ребенок вырос, превратился из "мальчика в мужа", и ему, естественно, нужно на волю. Юзуф (так она назвала сына) тщательно подготовился к побегу. Когда мать случайно узнала об этом, она пускает в ход самые распространенные и неумные фразочки в стиле "ты мне больше не сын!", "а как же я?", "я не смогу без тебя жить!", "ты оставишь меня одну!" и т.д. Знакомо??? Сначала включаем жесткий авторитаризм, когда не помогает - давим на жалость. Потом просто начинаем умолять. Стандартные и очень жизненный сценарий. В большинстве современных семей по такому кругу женщина пускает своих домочадцев в любой сложной или проблемной ситуации.
На этот крючок попадутся не только матери аллергиков или болезненных детей, а практически все без исключения.
Сын, конечно, же уходит. Ибо должен, по всем биологическим и социальным нормам. Мать остается в ужасном состоянии, плачет. К ней в очередной раз является ее свекровь, и Зулейха, в первый раз в жизни с ней начинает разговаривать. Свекровь открыла глаза, но на самом деле прозревает Зулейха. Она начинает понимать, что мать рожает сына не для себя, а для него, и главная задача родителя - научить ребенка жить самостоятельно. До нее доходит, что сынок уже не мальчик, а взрослого мужчину держать при себе в высшей степени не разумно. Открыв глаза, она находит в себе силы отпустить сына. Поскольку решение оказалось правильным - у сына все складывается хорошо: у него появляется своя семья, в которую никто не лезет и не вмешивается. Они встречаются вновь через много лет, и любят друг друга как прежде. Только судьба и психика у сына не покалечена "слепой любовью" матери.
Вот на этом моменте я и плакала. Уверена, что не только я. Эти женские эмоции очень близки к жизни, с такими переживаниями сталкивается в той или иной степени большая часть (может не большая, тогда значительная) женщин. И именно в эти болевые точки чувственного восприятия и бьет основной сюжет фильма.
При просмотре ты вновь переживаешь знакомые чувства или то, что тебе предстоит испытать как матери, то, чего ты боишься.
На таком крепко натянутом эмоциональном фоне задумываться о контексте - нет никакой возможности. Когда человек плачет или глубоко погружается в свои эмоции- он не может одновременно думать и анализировать. Фильтры критического мышления отключаются автоматически.
И вот в эти открытые широченные ворота сознания женщины и начинает просачиваться театр абсурда, с застреленными мальчиками, сексом в мечети, затонувшей баржей, сальными большевиками, брошенными в тайге переселенцами, которые не умеют даже рыбу ловить и прочими небылицами.
После сериала вышло много подробных критических разборов. Все они по своему хороши, правильные, умные, но...рациональные.
Фильм воздействует на эмоции, причем на самые сакральные для женщины: любовь к сыну. А с этим спорить аргументами невозможно.
Мужчина при просмотре эти глубокие материнские переживания может и не понять. Но это и не важно. Подрастающее поколение мальчиков у нас воспитывают женщины. А они расскажут так, как слышали и как в фильме было.
Если Вам понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской!