Найти тему
Белая Обезьяна

Сломали зарплату и выгнали мигрантов - как сейчас работается в "Яндекс-Еде"

Продолжаю знакомить изнутри с работой сервиса. Курьером я гоняю по городу уже 8-й месяц, эти заметки могут помочь тем, кто подумывает тоже податься в курьеры или просто интересуется "внутренней кухней".

Два тренда этой весны в нашей работе - переход на самозанятость (в СпБ) и почти два месяца "карантикул".

Последнее обстоятельство привело к очень большому наплыву "новичков". Некоторые приходили просто подработать на время внезапных выходных, кто-то попросту лишился своей прежней работы.

Такой массовый прирост "кур" вызвал дефицит заказов - и это несмотря на общий рост сервисов доставки. Доход многих курьеров со стажем стал заметно падать, в рабочем чате бурлили эмоции: "куда столько набирают?!"

Трезвые рассуждения одного из моих коллег. Перебор курьеров вызывает трудности только у самих курьеров.
Трезвые рассуждения одного из моих коллег. Перебор курьеров вызывает трудности только у самих курьеров.

Это вызвало и ещё одну проблему - нехватку форменной одежды с логотипом. Всем без разбору сейчас выдаются флисовые толстовки двух размеров - XL и XXL, да ещё и дрянного качества. Что ни надень под них - всё будет в противных жёлтых катышках и стиркой эта проблема не решается. В дождь эти толстовки, разумеется, промокают насквозь.

А ведь работать без этой формы курьеру не положено! Многие работают, конечно, на свой страх и риск - за это светит удержание в 2000₽, но простывать и выглядеть нелепо людям тоже не хочется.

Большинство ребят на фото - мигранты, ещё и без формы. Печальное бинго.
Большинство ребят на фото - мигранты, ещё и без формы. Печальное бинго.

И всё же, с недавнего времени жёлтое курьерское племя начало немного уменьшаться. Причиной тому - массовое "прекращение сотрудничества" с курьерами из некоторых среднеазиатских республик. Официальной информации на этот счёт нет, но, как я узнал из наших чатов, речь о гражданах республик, не входящих в Таможенный союз.

Уроженцы этих стран не могут перейти на уже упомянутый режим самозанятости. Похоже, "Яндекс-Еда" решила оставить этот способ сотрудничества единственным.

Самое обидное, что переход к нему "сломал" зарплату. Расценки не поменялись, но сама система расчёта, во-первых, стала более сложной. А во-вторых - поступления не соответствуют этой системе.

Это особенно неприятно потому, что раньше в "Яндекс-Еде" эта сторона дела была, что называется, "как в аптеке" - прозрачно и предсказуемо.

Теперь же курьер по итогам недели имеет дело с тремя разными суммами: одну он прогнозирует по тарифу, вторую видит в официальном отчёте, а третью получает на карточку. Иногда отличия в считанные рубли, иногда - в сотни. Иногда приходят даже "лишние" деньги, но чаще - не доходят совсем не лишние.

Поначалу я думал, что это просто трудности переходного периода и скоро бухгалтерия "набьёт руку". Но нет - перевод на самозанятость состоялся ещё в начале марта, а "косяки" не кончаются.

Одно на этом фоне остаётся стабильным - полная бесполезность техподдержки в таких вопросах 🙂

Но ладно, вы только не подумайте, что всё совсем печально. Впереди лето, хорошая погода, должны снова открыться многие рестораны. Будем надеяться на лучшее и мыслить позитивно.

P. S., дописанный спустя сутки: удивительно наблюдать в комментариях столько негатива к гастарбайтерам. Тем, кто их обвиняет в отъёме у вас работы: а вы уверены, что это не вина вполне себе русских работодателей? Кто создал спрос на эту дешёвую раб. силу? Не туда смотрите, как по мне.

На своём канале я пишу о личном опыте работы курьером, а чужой опыт (а также критику, аналитику и интернет-фольклор) я собираю в своей группе Вконтакте "Ногами курьера". Добро пожаловать!
А, если кому так удобнее, телеграм-канал тоже есть.