Найти тему
Медиапалуба

Почему России не нужны экранопланы

Буквально пару дней назад российская пресса взорвалась десятком статей по поводу того, что влиятельное американское издание We Are the Mighty пугается ходом разработки многоцелевого экраноплана А-050 «Чайка». Выступало много политологов, военных экспертов, многие грозились показать Штатам «мать Кузьмы». Однако тут не все так просто.

Специалистов эта новость вызвала недоумение, так как ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, которая и занималась разработкой этого экраноплана, закрыла тему более года назад. Однако уже сегодня пресс-служба нижегородского конструкторского бюро подтвердила, что работы идут.

В качестве устрашающих преимуществ экраноплана называются высокая скорость, около 450 километров в час, большой запас хода до 5000 километров, всепогодность работы.

В свое время, главный конструктор 5 отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и интегратор направления работ по технологической платформе № 7 (скоростные суда) Виктор Соколов (материал легко гуглится) опубликовал статью на отраслевом портале о бесперспективности разработки экранопланов, где все разложил по полочкам. По пунктам и вкратце:

-2

1. Аэродинамика и эффективность

Для того, чтобы у экраноплана была аэродинамическая эффективность необходима устойчивость движения аппарата при помощи стабилизатора значительной площади.

При этом для монтажа стабилизатора, двигателей, оборудования, пассажиров или груза, запасов топлива, экипажа нужен фюзеляж с гораздо более прочным, нежели у самолёта, корпусом и взлётно-посадочным устройством. В совокупности с дополнительными узлами все это снижает аэродинамическое качество экраноплана и увеличивают его вес. А это значит уменьшается полезная нагрузка.

Анализируя все эти факторы, выходит, что экранопланы малого и среднего типоразмера имеют примерно такие же значения аэродинамического качества, как и средние самолёты.

На высотах, выше расчетных (например в случае волнения) средние экранопланы существенно уступают самолетам. При этом экранопланы тяжёлой группы существенно проигрывают транспортным самолётам по аэродинамическому качеству на всех режимах движения. Уже не говоря про топливную эффективность. В среднем, по расходу топлива на 1 пассажирокилометр экраноплан проигрывает самолету в почти 1,5 раза.

2. Грузоподъемность

За счет наличия дополнительных приспособлений, которые необходимы экраноплану для взлета и посадки: поплавки, лыжи, баллонеты, и крупных маршевых двигателей, доля полезной нагрузки экраноплана в два или более раз уступает аналогичным самолетам. Особенно тяжелым. В том числе у экранопланов выигрывают даже гидросамолеты.

-3

3. Надежность

Условия работы экраноплана на малых высотах требуют особой надежности, что приводит к усложнению, утяжелению и тем более удорожанию аппарата.

При этом невысокая маневренность аппарата повышает вероятность столкновения с другими средствами транспорта, крутыми обрывами берегов и сооружениями. При взлете и посадке аппарата происходит ударное взаимодействие с взволнованной поверхностью. Последствия взаимодействия трудно предсказуемы.

Само движение вблизи воды приводит к обледенению лопаток компрессоров, что вызывает износ, потерю мощности, повышает отказы двигателей.

Плюс на высотах движения движение экраноплана есть большая вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей.

Поэтому при проектировании экранопланов необходимо закладывать дополнительные требования по безопасности. А это уникальное оборудование, дополнительный вес и деньги.

-4

4. Строительство инфраструктуры

Без специальной инфраструктуры могут обходиться лишь малые экранопланы. Обслуживание перевозок даже на сердних экранопланах потребует строительства дорогостоящих аэродромов, организации служб спасения, ремонта и обслуживания, доставки ГСМ, организации отдельных взлетно-посадочных площадок, защищенных от волнения и т.д. В стоимостном выражении это гораздо дороже строительства аэродрома. Отдельная история с эксплуатацией экранопланов зимой, когда надо чистить площадки от торосов, а весной ото льда.

Сюда можно добавить отсутствие четких требований надзорных органов к строительству и эксплуатации экранопланов. Уже не говоря про персонал. Летчики на таких высотах не летают, судоводители с такими скоростями не ходят.

-5

Как заключение

Создатель первых советских экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев был гениальным инженером. Как модно ныне говорить: «таких уже не делают». С идеей «Луня» или «Орленка» он обогнал свое время на сотню лет.

Но к сожалению, задумка пока очень хорошая только с точки зрения инженерных экспериментов. Практического применения пока не находит. Даже в Китае, где специалисты-выходцы из бывшего СССР активно участвуют в разработке экранопланов Поднебесной, дело не продвинулись. Нет соответствующих материалов, технологий и свободных денег.

Поэтому пока красивой сказкой о ударной мощи экранопланов можно только пугать США и возбуждать российских политологов.