- Передайте герцогу Энгиенскому, что мы его от души благодарим. Но это испанская терция.
Так сказал капитан Алатристе 19-ого мая 1643-го года в битве при Рокруа. Капитан Алатристе, возможно, имеет в своей биографии слишком много авторского допущения, а вот битва при Рокруа была самая настоящая.
- Это не мир, это перемирие на двенадцать лет, - сказал Альбрехт Австрийский в 1608-ом голу подписывая мир с голландскими повстанцами.
И как в воду глядел. А может и не глядел, может, это я только что придумал.
Говоря серьезно, в 1618-ом году началась Тридцатилетняя европейская война. Заварушка была эпических масштабов по тогдашним меркам – на ножи поднялась вся Европа. Список участвующих сторон в лицах стран, княжеств, курфюрств и даже отдельных городов и перечислять-то долго. А уж перечислять личные мотивы и интересы большинства участников в грядущей бойне – и подавно. Если пытаться выделить самые яркие мотивы резни – попытки дать укорот гегемонии династии Габсбургов и очередные религиозные разборки между католиками и протестантами.
Пока махач только набирал обороты – Франция пыталась отсидеться в сторонке. Во-первых, ей и борьбы со своими гугенотами хватало. Во-вторых, всегда интереснее покусать уже немного потрепанного противника, не так ли?
Так что, официально Франция вступила в войну только в 1635-ом. К интересующему нас сегодня 1643-му ситуация у неё была не ахти. Матерый дипломат и администратор кардинал Ришелье умер, король так же при смерти, испанцы агрессивно напирают в Нидерландах.
В мае испанские войска выдвинулись вперед и осадили крепость Рокруа. Главные силы Франции выдвинулись на деблокаду. Командовал ими молодой (всего-то двадцать два года мальчонке) принц де Конде, герцог Энгиенский.
Увидев перед собой двадцать тысяч испанско-немецких войск, половина генералов сразу сделала низкий присед. Мол, позиция не ахти, командующий молокосос, политическая обстановка нервная, и вообще – у испанцев есть знаменитые непобедимые терции. Так что давайте жить дружно.
Количественно силы сторон казались примерно равны и юный принц показал размер своих командирских тестикул.
- Дуй в свою дудку, Блэкмор, - сказал он, - переходим в наступление.
Первая часть плана – пройти беспалева до поля боя, удалась. Но вот ночью испанский перебежчик настучал, что у противника на подходе ещё пятитысячный корпус и «погода» в штабе опять испортилась.
- Ссыкуны, - ответил де Конде и приказал атаковать.
19-ого мая в 4 часа утра артиллерия открыла огонь. После часовой перестрелки французская кавалерия перешла в атаку. Испанцы сумели развалить их левый фланг и ударили в центр. Французская пехота дрогнула и постепенно отступала с позиций. Поражение, казалось, было близко. Но на правом фланге кавалеристы под личным командованием двадцатидвухлетнего принца нанесли испанцам сокрушающий удар.
Здесь испанские всадники ударились в бегство и принц врезался в неприкрытый пехотный строй вторых линий. Пока первый эшелон испанцев увяз в прямой лобовой атаке, они ещё не знали, что никаких тылов у них больше нет. Уже в 6 утра центр испанской пехоты был окружен и разбит. Но оставались ещё терции.
Знаменитые своей железной стойкостью ветеранские терции ощетинились копьями в каре. К ним, как к последнему шансу на спасение стекались остальные разбитые части. Окруженные французскими войсками они и не думал сдаваться. Терции сумели отбить три атаки, но помощи им было ждать больше не откуда и исход был предрешен.
Принц де Конде лично двинулся к испанцам с предложением о сдаче. Его остановили мушкетными выстрелами. Такова была реальная «благодарность герцогу Энгиенскому » от людей капитана Алатристе. Французы «сомкнули кольцо» и терции оказались в мясорубке… В 10 часов утра бой был окончен.
Возможно, впечатленный этим мужеством и стойкостью, много лет спустя отважный принц де Конде перейдет на службу Испании.
Вот при таких обстоятельствах, 19-ого мая 1643-го года в битве при Рокруа, погиб литературный герой Диего Алатристе.
Его звали Диего Алатристе, и он сражался в составе легионов во Фландрии. Когда я познакомился с ним, он нищенствовал в Мадриде и время от времени ввязывался в сомнительные дела, за бесценок сдавая внаем свое мужество и мастерство тем, кто был этих качеств лишен.
Авторская история из моего паблика: https://vk.com/blinddogpit