Один из самых богатых российских скульпторов Зураб Церетели является автором многочисленных памятников Москвы, а свои дорогостоящие работы он неоднократно дарил не только российским городам, но и зарубежным – Пуэрто-Рико, Джерси-сити. Но насколько успех творца связан с его талантом? Или же доводы о связях Церетели с властью звучат в этом случае куда более убедительно? Разбираемся в новом материале.
Зураб Церетели родился в Тбилиси. В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, а в 1960-е годы обучался во Франции, где общался с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. В то же время Церетели стал активно работать в области монументального искусства. Сейчас его памятники находятся не только в России. Произведения скульптора находятся в Бразилии, Великобритании, Японии, Грузии, Литве, Испании, США и Франции. Церетели известен, прежде всего, своей реконструкцией Манежной площади, проектом воссоздания храма Христа Спасителя и возведением памятника Петру I. Причем этот памятник был не подарком городу, а заказом московского правительства. С 1997 года Зураб Церетели является Президентом Российской академии художеств.
Церетели никогда не хотел быть бедным художником (так он сам заявлял), но стремился походить на Тициана, “обожаемого всем венецианским сенатом, всей Венецией…”. Своей цели художник добился. И даже перевыполнил план. В 2007 году газета The Georgian Times включила Церетели в ТОП-10 богатейших грузин мира, оценив его состояние в 2 000 000 000 долларов. Правда, титул “грузинского миллионера” нынешний Президент Российской академии художеств заслужил еще в 1970-е года. Церетели уже давно возглавил монументальную секцию Союза художников Грузии и получил в свои руки заказы на работу с городами государственного значения: Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Пицунда.
С 1993 года Церетели был поставлен во главе “Моспроекта-2”, “придворной мастерской” бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. С тех пор денежный капитал скульптора стал активно расти. Авторитет Церетели в сфере искусства значительно повысился. Многие связывают успех мастера с дружескими отношениями, сложившимися между ним и бывшим мэром. Правительство Москвы подарило статую Голиафа, созданную Церетели, испанскому городу Марбелья. Позже появилась информация о сумме в 1 000 000 долларов, которую, предположительно, мэр города Марбелья Хесус Хиль предоставил в виде земельных участков скульптору и Лужкову.
Ещё до отставки Лужкова у Церетели начались проблемы. В 2007 году у Фонда, принадлежащего скульптору, правительство Москвы отобрало 330 гектар земли. Через три года бывший президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об отстранение Лужкова от должности. Церетели, впрочем, не утратил доверия властей. Своему приятелю мастер изваял две статуи. Одна из них изображала Юрия Лужкова в образе дворника в кепке. Памятник располагался во дворе Московского музея современного искусства на Петровке до 2011 года, после чего был перемещен на Пречистенку. Как заявил Церетели, “никакой политики в переносе памятника нет”. Там же находилась другая статуя бывшего мэра – спортсмен, играющий в теннис и футбол одновременно.
В 2004 году Зураб Церетели подарил ЮНЕСКО монумент, призванный мобилизовать усилия людей на борьбу со СПИДом. В 2013 году скульптор отлил памятник Христу и, по некоторым данным, намеревался предоставить его в качестве подарка городу Сочи, где для установления работы “не хватило места”. Церетели стал утверждать, что изваял статую, причем не одну, а в составе композиции из 17 работ. Именно Петербургу он хотел передать свое произведение искусства. Но жители и даже Русская православная церковь высказались против. “Основная идея образа Иисуса Христа в моей скульптуре — обращение к людям, то, что все могут прийти к Богу в любую секунду”, — отметил Церетели.
В том же году в Пуэрто-Рико установили 82-метровый памятник Христофору Колумбу, который Церетели подарил городу. Статуя, получившая название “Рождение Нового Света”, состоит из 2500 бронзовых и стальных деталей, произведенных в России, и весит 6,5 тонн. По высоте она превышает статую Свободы в Нью-Йорке (без основания) почти в два раза. Несмотря на масштабы труда и качество результата, реакция общественности на щедрость Церетели довольно неоднозначна. По самым скромным расчетам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость композиции из 17 скульптур составляет 320 000 000 рублей.
Скандалы вокруг фигуры Зураба Церетели не стихают. В середине лета 2016 года заговорили о причастности скульптора к владению двумя московскими казино – “Кристаллом” и “Голден Паласом”. Некий Захарий Калашов в начале 2000-х отобрал бизнес у предпринимателя и его партнеров, предположительно, убив юристов бывших владельцев. В июле 2019 года в суде Москвы был зарегистрирован иск к Зурабу Церетели о взыскании более 55 000 000 рублей за аренду. Основной долг к ноябрю того же года был выплачен.
Чем живет Зураб Церетели сейчас? В феврале-марте 2020 года в Подземном музее парка “Зарядье” президент РАХ организовал выставку трех композиций: “Римма-обольстительница” (2008), “Второй раунд” (2012), “У картины Церетели” (2012). Несмотря на то, что имя Церетели ассоциируется преимущественно с монументальным искусством, его живопись, кажется, не менее индивидуальна, чем скульптура. Критик Мария Андреевна Чегодаева в статье “Беззаконная комета. Зураб Церетели” отметила: “Способность трансформировать и украшать мир пестротой празднично-ярких декораций – одно из характернейших свойств творчества Церетели. Ему любо вводить в жизненную реальность – реальность сказочную, вроде коралловых рифов и причудливых мозаичных рыб…”. “Нет сомнения…, – пишет Чегодаева, – личность Зураба Церетели, его неповторимая яркая индивидуальность как художника, человека, общественного деятеля, предпринимателя, «гражданина мира», «нового русского» – стала детонатором взрыва”.
Скульптуры Церетели создают облик городов, но насколько его работы можно отнести к искусству? Давид Саркисян, бывший директор Государственного музея архитектуры им. Щусева в Москве, являлся одним из наиболее видных критиков творчества Церетели. Однажды он назвал скульптора “гением кича”, то есть создателем безвкусицы. Искусствовед считал, что Зураб Церетели – человек, “нанесший самый крупный личный урон городу (Москве)”, своими скульптурными произведениями. “Он, конечно, художник, но своеобразный – всегда близкий к властям и оттого всегда очень успешный. В некоторых странах, подобные деятели – люди, обслуживающие вкусы и пристрастия власть предержащих – процветают”, – отметил Саркисян.
Церетели не оставляет без внимания отрицательные комментарии в сторону своего творчества. “Искусству нужно время. Случается, что люди совершают ошибки, вот и Эйфелеву башню современники критиковали. Настоящее искусство всегда найдет себе место”, – полагает скульптор. Защищает художника и критик Чегодаева: “Его обвиняют в какой-то исключительной пробивной способности. Каждый художник, естественно, мечтает увидеть свой замысел осуществленным, и никогда не поднимется у меня перо упрекать архитектора за то, что здание его воздвиглось в натуре, а не осталось в разряде «бумажной архитектуры»; кинорежиссеру ставить в укор, что фильм его вышел на экран".
Отрицать благоприятные отношения Церетели с властью трудно. И все-таки плохие страницы в этой “дружбе” тоже присутствовали: конфликт 2004 года из-за преждевременно подготовленной скульптором статуи Президента РФ без необходимого согласия; разногласия с Лужковым и тяжбы по вопросу о задолженности. Насколько искусство скульптора самостоятельно без кажущейся поддержки со стороны правящей элиты – вопрос, по-прежнему, дискуссионный.
________________
Автор: Анастасия Передреева