Вроде налицо все признаки государства: флаг, конституция, органы власти. Есть даже более-менее очерченные границы. Но для убедительности не хватает чего-то большего. Например, постоянного символа республики, а не меняющегося в зависимости от времени года полотнища. Для подтверждения демократии нужен институт выборов. Тут же все должности бессрочные и системы назначения на них в принципе не существует. Есть вопросы и к конституции. Но это уже на тот случай, если подходить к делу совсем серьёзно, чего в республике Ужупис стараются избегать.
На карте города этот район Вильнюса существует с 15 века. Правда, правители и политические системы его как бы не замечали. Есть городская клоака и ладно. Одна из улиц в Ужуписе имела неофициальное, но очень характерное название - улица Смерти. У советских чиновников даже возник порыв снести всё это и отстроить заново. Но вмешалась история.
Бернардинское кладбище существующее в Ужуписе с начала 19 века, оказалось идеологически важным местом, на нём была похоронена мать грозного советского чекиста Феликса Дзержинского. В результате уцелело не только могила, но и прилегающий к кладбищу район.
Только к началу 1990-х годов баланс сил в Ужуписе стал меняться в пользу здоровых сил. Рост эмиграции высвободил много дешевой жилплощади, а близость Художественной академии побудила будущих и настоящих мастеров искусства устраивать свои студии именно здесь.
Постепенно стала набирать силу и индустрия сервиса: кафе, галереи, магазинчики... Лишь коммунальные службы, как водится, не поспевали за временем. Район всегда числился в изгоях: с вывозом мусора были проблемы, электричество и горячее водоснабжение доходили сюда с перебоями.
Нынешний министр иностранных дел республики переводчик и писатель Томас Чепайтис рассказывает, что с горячей воды всё и началось. Поэт и музыкант Ромас Лилейкис, будущий президент Ужуписа, пришел к нему помыться, так как в его квартире была только холодная.
После водных процедур друзья и решили, что пора брать власть в свои руки. За три часа родилась конституция. Другие формальности оформились уже в процессе приобщения к идее суверенитета новых людей.
Кстати, Томас Чепайтис сам художник и выходец из творческой семьи. Его дед Леонид Трауберг на пару с Григорием Козинцевым снял знаменитую трилогию "Юность Максима", а мать была известной переводчицей. В Вильнюсе для него родной район Антакальнис, но по духу он конечно же коренной житель Ужуписа. Тут вообще не имеет значения кто ты и откуда, главное - принимать ценности республики.
Именно на приятии или не приятии того, чем живут и к чему стремятся местные граждане, основано это государство. Их цель можно сформулировать одним словом - свобода. Всё остальное, в том числе серьёзность высказываний официальных лиц Ужуписа дело десятое.
Это важно понимать при посещении района в качестве туриста. Многие приходят сюда с целью увидеть что-то наподобие Монмартра или датской Христиании, а в результате легко могут разочаровываются. Это ни то и ни другое, а нечто совсем особенное. Да, здесь выставки, уличные вернисажи... Но есть и обычная, не зацикленная на туристах жизнь.
Да, здесь все за свободу самовыражения и вообще... Но ни про какие крайности, типа войны с городскими властями или нежелания вступать с ними в диалог, вы не услышите. Может поэтому район стал популярным среди состоятельных литовцев. Они с удовольствием покупают здесь квартиры и сами включаются в игру под названием "Независимость".