Найти в Дзене
Я живу в Голландии

Почему есть всемирно известные голландские художники, но не музыканты?

Золотой век Нидерландов подарил миру как великих художников, имена которых назовет каждый, так и "малых голландцев". На их картинах можно увидеть и музыкантов, но почему-то хоть сколько-нибудь выдающихся имен голландских композиторов на слуху нет. Разберемся, почему это так, и познакомимся с одним именем, весьма известным в свое время.

Золотой век Нидерландов подарил миру как великих художников, имена которых назовет каждый, так и "малых голландцев". На их картинах можно увидеть и музыкантов, но почему-то хоть сколько-нибудь выдающихся имен голландских композиторов на слуху нет. Разберемся, почему это так, и познакомимся с одним именем, весьма известным в свое время.

Дирк Хальс «Концерт», 1623. Эрмитаж. https://onaturmorte.ru/
Дирк Хальс «Концерт», 1623. Эрмитаж. https://onaturmorte.ru/

Независимость от Испании в конце 16 века дала Объединенным Северным Провинциям два важных толчка в последующем развитии. Первым важнейшим достижением стала религиозная свобода - Нидерланды исповедовали протестантизм, в отличие от католической Испании. Вторым же стала экономическая независимость, которая привела к росту благосостояния граждан и развитию культуры.

Лютеранская церковь исходит из постулата о простоте и скромности как в религиозных службах, так и в быту. Поэтому в голландской живописи так мало религиозных сюжетов. По той же причине не развивалась и церковная музыка, зато было популярно домашнее легкое музицирование. Музыкальные инструменты, по большей части итальянские , приобретались состоятельными гражданами так же как и картины - как признак достатка. Но вот инвестировать в музыкантов и композиторов смысла не видели - музыка не материальна.

И тем не менее, богатства и славы могли достичь и музыканты.

Ян Питерсзон Свелинк (Jan Pieterszoon Sweelinck) родился в 1562 году семье музыкантов. Его дед, дядя и отец были органистами в городе Девентер - профессия музыканта, как и должность органиста, передавалась по наследству. Семья переехала в Амстердам, где в Старой Церви был органистом сначала отец, а с 1580 года и Ян. Это была должность скорее госслужащего, чем музыканта - от исполнителя не требовалось ни написание собственной музыки, ни музыкальное сопровождение торжественных мероприятий. Час во время утренней и час во время вечерней молитвы - и все.

Однако Свелинк стал известен как Амстердамский Орфей за свои импровизации на органе и клавесине. У него было множество голландских, а позднее и немецких учеников - их направляли на обучение за счет города и плата была высока. 200 флоринов в год за студента - за эти деньги они учились, жили и питались в доме учителя. Для сравнения, ученики Рембрандта платили 100 флоринов в год.

Фамилия Свелинк на самом деле принадлежит его материи, впервые он использовал ее на сборнике своих Песен в 1594 году. Кроме нескольких пьес для лютни, Свелинк писал музыку для разных клавишных инструментов. Пьесы никогда не издавались, а распространялись в копиях, переписанных его учениками. Также из рук в руки переходили и его вокальные композиции. Он писал музыку на французские переводы псалмов - исключительно для частного исполнения, в кальвинистской церкви об этом не могло быть и речи. Сохранившееся музыкальное наследие композитора - 254 вокальных произведения и 70 пьес для клавишных инструментов.

Барочную композицию Свелинка можно послушать в исполнении Девида Кларка Литтла на виржинале.

Дополнение. Спасибо всем, кто голосовал. Вот история Слепого музыканта из Утрехта, где вы также сможете послушать музыкальный инструмент карильон и посмотреть на работу карильониста.