Патрик Бушен - французский архитектор, который проектирует здания как жизненные ситуации. В 1998 году его просят переосмыслить здание бывшей кондитерской фабрики LU в Нанте, разрешают разрушить заводские постройки и просят лишь оставить красивую башню. Но архитектор не соглашается с таким подходом, считая, что бывшее складское здание - лучшее, что есть в городе.
Он не просто архитектор. Во время работы над проектом он берет на себя ряд других функций, в том числе девелопера, политического советника, менеджера участка, сборщика средств и исполнителя. Так, перед тем как начать действовать, он в первую очередь создает сеть заинтересованных людей из жителей и чиновников местных органов власти. Затем активизируется работа в социальном плане. Обычно путем открытия на объекте реставрации или строительства небольшого пространства, которое функционирует как ресторан, офис или консультационная зона. Это такое место, куда любой прохожий или заинтересованный в проекте человек может зайти и узнать все детали о строительстве, высказать свое мнение, посмотреть фильм или просто выпить чашечку кофе.
Так было и с фабрикой в Нанте. Здесь столовая для рабочих, которые трудятся на стройке, была открыта для всех жителей города и работает до сих пор. Она стала частью культурного пространства Le Lieu Unique, открывшегося на месте фабрики.
Как считает Патрик Бушен, такой подход создает доверительные отношения между архитекторами, строителями и местными жителями, а также предусматривает возможности для использования объекта до того, как будет построено что-либо постоянное. Благодаря этому проекты Патрика Бушена являются устойчивыми в прямом смысле этого слова, гарантируя, что то, что в конечном счете будет построено, является полезным и эффективным для города или любой местности уже на этапе строительства. Многие из проектов осуществляются в городском масштабе и включают в себя повторное использование и реконструкцию старых промышленных зданий с минимальным вмешательством.
"В современных зданиях часто используют навесные потолки, двойные перегородки. Прячут все, что только можно. Я же решил ничего не скрывать. Пусть здание выглядит слегка незаконченным. У нас и так очень много абсолютно законченных зданий. Это как преждевременная смерть», - уверен Патрик Бушен.
Имея опыт работы в театрах, цирках и городских фестивалях, Патрик Бушен подходит к архитектуре как к мероприятию, создавая максимальное воздействие посредством смеси иллюзии, умного использования материалов и инновационного программирования. «Нужно создавать открытые пространства, которые можно наполнять самым разнообразным содержанием. А не предназначать их заранее для какой-то определенной деятельности», - говорит Патрик Бушен. «В процессе реставрации можно многое менять, адаптировать здание к существующим нормам. Главное - не нарушать его культурной ценности. А эта ценность может выражаться не только в архитектурной форме, но и в социальном предназначении. Общественная ценность здания для меня является определяющей». На фабрике в Нанте Бушен намеренно оставил кое-где потрескавшийся кафель и трещины в стенах. Потому что у места есть история, и важно, чтобы дети тех, кто когда-то работал в этих цехах, могли прийти сюда выпить кофе, послушать лекцию и сказать: А тут когда-то упаковывала печенье моя бабушка.