Найти тему
Виктор фон Дум

Люди Икс в нулевые. Хогвартс для мутантов!

Оглавление

Доброго времени суток! В этой части я продолжу рассказ об экспериментальных сериях мира Людей Икс. Сегодня мы обратим внимание на молодое поколение мутантов, которое едва не стало последним.

Ссылки на предыдущие части: часть 1, часть 2, часть 3

Новые Новые Мутанты

Выпуски: New Mutants (vol 2) 1-13, New X-Men:Academy X 1-19, New X-Men: Academy X Yearbook, New X-Men: Hellions 1-4

Люди Икс – это не только «нас боятся и ненавидят, но мы все равно защищаем мир» и самые разнообразные приключения с параллельными измерениями, тайм-тревелом и космосом. Это больше, чем Чарльз Ксавье или Эрик Леншер. Это идея. А чтобы идея жила, она должна цеплять поколения, как читателей, так и героев. С приходом Клэрмонта выросло по меньшей мере два поколения мутантов, а читателей и то больше, 90-ые при всех своих «экстремальных» выкрутасах тоже не забыли об этом, буквально создав тайтл «Поколение Икс». И вот настала очередь нулевых, которая тоже должна была представить новую кровь в ряд к Росомахе и Циклопу и завоевать новых читателей.

Новая кровь, кстати, вполне способна уложить Росомаху на задницу
Новая кровь, кстати, вполне способна уложить Росомаху на задницу

С первого номера нас начинают знакомить с новыми персонажами, посвящая очередному новичку отдельный выпуск и вплетая сюда уже существующих героев. Почти за каждым потенциальным Иксменом скрывается своя уникальная маленькая история, приведшая его или её к дверям Института Ксавье. Что немаловажно, эти герои – подростки, и ведут они себя соответственно. У них есть мечты, случается первая любовь, непростые отношения в коллективе и причастность к внутренним "бандам". Одним словом – школа, золотое время, которое никто не ценит в настоящем и по которому скучают позже. В традиционных сюжетах про Людей Икс школу вытесняли роботы-убийцы или религиозные фанатики. В своих «Новых Мутантах» Клэрмонт затрагивал эту тему, но здесь она вынесена в авангард и является центром для развития всего и вся.

Не получится избежать ассоциаций с другой популярной и необычной школой – Хогвартсом, они просто напрашиваются. Здесь даже есть свой Малфой на минималках, а с ребутом серии так и вовсе появляется альтернатива факультетам и элемент соперничества. Также, пусть и одним глазком, мы посмотрим на непосредственно учёбу: летающих мутантов учат летать, целителей фокусировать свою силу да и обычные предметы никто не отменял. Помимо очевидных выборов Зверя и Ангела в качестве учителей, здесь также присутствуют и оригинальные Новые Мутанты в лице Дэни Мунстар и Кармы, а для одного из выпусков устроят полноценное воссоединение всех живых участников прежней команды. Эта старая гвардия, как и молодняк, тоже ищет свое место в мире, но теперь уже в более широком смысле: кто-то доволен просто быть учителем, кто-то совмещает жизнь мутанта с иным родом деятельности, а кто-то скучает по денькам былой боевой славы. Спасать мир это здорово, но кто будет учить следующее поколение героев? Да и еще неизвестно, что сложнее: втащить Апокалипсису или же наладить отношения в группе подростков с играющими гормонами.

С ребутом серии «иксменщины» становится побольше, появляются костюмы и командные тренировки, но это тоже обыграно в соревновательном ключе между учениками, появляются новые «Новые Мутанты» и «Озорники», а бывшие врагами Дэни Мунстар и Эмма Фрост теперь воют на новом уровне как наставники этих команд. Правда, теперь они по факту на одной стороне, и это влияет на их отношения, приводя к логическому развитию. Также с ребутом появляются характерные для Иксов сюжеты, например, с потусторонним и альтернативным будущем, но обыгрываются изящно и с других углов. Также учитываются события основных Икс-тайтлов, но теперь мы смотрим на них глазами учеников и учителей.

Главная отличительная черта серии - это искренняя любовь авторов к этой вселенной, посоперничать с которой могут только Иксы Уидона, любовь к персонажам старым и новым. Какие-то уже блистают в рамках тайтла, остальных еще ждёт свой успех несколькими годами позже, а некоторые объявились в других линейках, но раскрылись здесь. Именно эта серия подарила нам новое поколение героев, таких, как Волна, Эликсир, Джуллиан Келлер, Пикси, Обвал, Ртуть(Mercury), Дар, Анол и Пыль. Именно герои здесь простые, но с изюминкой, с душой, располагают и влюбляют в себя. Помимо школьно-подростковых тем, которые вызовут у вас ассоциации с Гарри Поттером или "Кадетством", кто на чём рос, в серии есть семейный вайб, которого так иногда не хватает в командных проектах и Иксах в частности. За персонажами следишь как за родными, их переживания кажутся такими знакомыми и понятными. И отпускать их уже не хочется.

Возможно, дело в том, что за серией стоит реальная семья, пара сценаристов: Кристина Вэйр и Нунцио ДеФилипс.
Возможно, дело в том, что за серией стоит реальная семья, пара сценаристов: Кристина Вэйр и Нунцио ДеФилипс.

Сценарная команда уходит на Дне М, написав заключительный арк как тай-ин, и хоть это элсворлд, если вспомнить, что Алая Ведьма не просто поменяла реальность, а попыталась исполнить желания каждого, то даже в относительно лишнем арке можно разглядеть отсылки и намеки на несбывшиеся планы создателей, возможные пары и сюжетные линии, одна из которых, к сожалению, была заброшена и похоронена, в буквальном смысле.

X-23

-7

Выпуски: X-23 (vol 1) 1-6, X-23:Target X 1-6

Помните, когда-то давно на Первом шел такой сериал «Клон»? Ну там было двое братьев-близнецов, один трагически погиб и оказавшийся в том месте и в том времени доктор решает сделать клона этих братьев, надеясь, что оригинал и клон никогда не встретятся и никаких проблем не возникнет. Возьмём эту идею и добавим к этому, что оригинал - один из самых свирепых бойцов мира, а ученые и стоящая за ними организация преследует совсем не гуманные цели. Мой любимый жанр «а что же здесь могло пойти так» как он есть. Почему я об этом вспомнил: во-первых, все эти латиноамериканские сериалы отличаются от Людей Икс только количеством персонажей с синей шерстью вместо кожи, во-вторых, не удивлюсь, если Крейг Кайл, писав эпизод для мультика «X-Men:Evolution», подцепил идею именно отсюда.

-8

Да, если вы вдруг не в курсе, Х-23 впервые появилась в мультике, как и Харли Квинн. В комиксах она дебютировала в серии «NYX» и то, как она была представлена не сильно понравилось Кайлу. Дабы отдать честь своему творению, он вместе с Крисом Йостом создаёт ориджин Лауры и рассказывает, чем она занималась, пока не попала на улицы и не встретила Людей Икс.

Вы наверняка и так знаете биографию Росомахи и какие зверства там с ним творили, просто перенесите их на маленькую девочку, с которой все обращаются не как с ребенком, личностью, а как с предметом, тренируя стать оружием. По законам жанра ничем хорошим для создателей это не оборачивается, море крови и насилия здесь обеспеченно. Островком света для Х-23 служит её, во всех смыслах, мать – Сара Кинни. Именно её влияние и связь с ней не дают Лауре окончательно упасть в бездну бездумной жестокости и поддаться звериной натуре. Сиквел вводит новую характерную злодейку и добавляет драматичности, в том плане, что даже имея семью, Лаура не может быть с ними, ибо это значит подвергнуть их опасности. До статуса "избитой жизнью", какой престижно держит Росомаха вот уже долгие годы со своей историей потерь любимых и детей, Лауре далеко, но стартовала она резко.

Первая серия нарисована Билли Таном и это терпимо, но все равно жутковато, видимо, не каждому колористу удаётся выправить его рисунок. А вот сиквел может похвастаться Майком Чоем, которого КайлоЙост также захватят на свой Икс-форс. Ему отлично удаются как драматические, так и боевые сцены. Его графика отдаёт "цифровизацией", но не скатывается в графическое месиво, чем иногда грешит Клэйтон Крейн. Несмотря на суровые испытания выданные Кайлом, творение свое он любит и не отпустит еще в течении нескольких лет и Икс-серий, которые также будет писать дуэтом с Йостом.

Куда уходит детство

-12
Выпуски: New X-Men 20-46

Снова новые «Новые Мутанты» и КайлоЙост. Однако теперь серия перешла День М, опустила подзаголовок Academy и авторы вместо Гарри Поттера устроили полный ад. Для героев, не для читателей.

-13

Первые три связанных арка рассказаны в лучших традициях «Остаться в живых» с прыжками между настоящим, флешбэками, флэшфорвардами, постепенно переходящих в новое настоящее. КайлоЙост открыто говорят: детство закончилось. Ставки повышены. Вы или будете жить или умрете. И свое заявление подкрепляют, отправляя на воздух целый автобус детей( при чем кровожадность писателей не знала границ, они хотели убить еще больше народу, но им не дали). Такая суровая реальность пост-Дня М. Все страхи и опасения худшего находят свое отражение здесь. Враг не просто у ворот, он уже внутри и чувствует себя как дома. Шок героев разделяют и читатели. 24-ый выпуск серии один из самых тяжелых выпусков Людей Икс за всю историю. Иксмены и раньше сталкивались со смертью товарищей, но это совершенно иное. Это дети, бывшие студенты, невинные и беззаботные. Это друзья и подруги, с которыми еще вчера ты летал во дворе или играл в баскетбол. Новое поколение мутантов еще толком не выучилось и не начинало геройствовать, а вселенная уже наказала их. Учителя и старшие Люди Икс тоже нелегко переживают трагедию. Мстительные настроения Росомахи и Циклопа скоро выльются в отдельную серию. Но хуже всех это пережила Эмма Фрост. Здесь прекрасно показано, что за всей этой шелухой из стервозности, снобизма и высокомерия скрывается непомерная любовь к детям и преподаванию, желание любой ценой спасти, уберечь, сделать как лучше. Произошедшая катастрофа для нее личная трагедия.

И без того напряженная обстановка в институте доходит до предела. Это побуждает изменить приоритеты с обучения и помощи студентам на тренировки и научиться выживать в новом мире. Теперь новая команда учеников не отдельная группа друзей, а самые настоящие начинающие Иксмены, и авторы устраивают соответственные испытания, попутно расставляя фигуры как для Комплекса Мессии, так и на дальнюю игру. В жестокости КайлоЙосту не откажешь, но это не ради эпатажа и шок-контента, как это бывает у Миллара. Они всё-таки любят большинство оставшихся героев(правда, Х-23 их любимица, это видно и они сами признают), хоть и не так, как их любили Вэйр с ДеФилипсом. Те любили их как своих родных детей, пропуская через них свои личные интимные вещи. Здесь этого нет. Новый дуэт авторов немного циничен, их интервью на CBR тому подтверждение, но у них великолепно получилось прописать химию между героями-подростками и сделать из них команду, не уступающую, а где-то даже превосходящую, оригинальных Иксов.

Единственный слабый арк, на мой взгляд, был с путешествием в ад, который по ощущениям был навязан сверху, чтобы сделать почву для возвращения Магик. И его еще рисует молодой Скотти Янг, стиль которого превращает поездку в Ад в мультяшный слэпстик. Благо затем сценаристы сделали передышку, написав очень душевный арк, полностью посвятив его подросткам. Большую часть серии отрисовали Марк Брукс и Пако Медина, балуясь обложками-оммажами на классических Иксов. Львиная доля успеха и духа серии лежит именно на них. Они справлялись со всем, что им подкидывали Кайл и Йост: с масштабным экшеном, с эмоциональными сценами, со сценами траура. Лучше всех это демонстрирует одна страница.

-16

Очень мощная и насыщенная серия, имеющая долгоиграющие последствия. Она уходит на высокой ноте с Умберто Рамосом, Комплексом Мессии и одним из лучших моментов в современной истории Людей Икс.

-17

Даёшь молодёжь

-18
Выпуски: Young X-Men 1-12

После Комплекса Мессии начинается новая глава в истории Людей Икс. На место закрытой серии New X-Men приходит Young X-Men за авторством Марка “CW” Гуггенхайма. И тут явно не в его сторону сыграл контраст с предыдущими авторами: планка качества была поставлена очень высоко, Марк не справился. У него есть хорошие идеи, рабочие концепты, но исполнение слабое. И это при полном отсутствии понимания героев. Старые Иксмены проявляют несвойственную кровожадность и резкость, молодое поколение порой ведёт себя как группа бывших беспризорников. Персонажи являются самым слабым звеном Гуггенхайма. Они ему не интересны, он не знает как их писать и прибегает к избитым твистам и приёмам, чтобы заполнить сюжетное пространство. После первого арка ситуация немного сглаживается, но существенно не меняется, скованность никуда не уходит. Справедливости ради стоит заметить, что до него 6 лет молодежными Икс-тайтлами занимались дуэты авторов, деля нагрузку пополам. Может это и был секрет такого успеха?

Но по иронии, Гуггенхайм предвидел Иксов Хикмана еще 11 лет назад
Но по иронии, Гуггенхайм предвидел Иксов Хикмана еще 11 лет назад

Что касается новых героев, то из всех самой лучшей идей могла бы стать Cipher, мутант, который всегда был с нами. Огромное поле для метафор, юмора и мета-комментариев. Однако не сложилось. Похожий концепт переизобретут через пару лет в другой серии, уже под эгидой Marvel NOW, а саму серию ждало неминуемое закрытие даже при участии Рафа Сандовала, Яника Пакетта и Бена Оливера. Благодаря им иногда случались удачные и трогательные моменты.

-20

Из набора тизеров будущих историй в конце первого арка осуществился всего один, а еще один отъехал в отдельную лимитку за авторством нынешнего главреда Марвел. Планы Марка на серию так и не были реализованы полностью, он признавался, что много бы чего переделал, что пошло не по плану и вообще они не сошлись с редактором серии в отношениях с самого начала, не говоря уже об ограничениях по персонажам и второстепенному касту. 12 выпусков и редакторский нож бесславно завершают работу Марка Гуггенхайма в Икс-вселенной в нулевых. MARC, YOU HAVE FAILED THIS TITLE! Простите, не удержался.

Продолжение следует!
Подписывайтесь и ставьте лайк! И не забудьте подписаться на Посольство Латверии!