Доброго времени суток! В этой части я продолжу рассказ об экспериментальных сериях мира Людей Икс. Сегодня мы обратим внимание на молодое поколение мутантов, которое едва не стало последним.
Ссылки на предыдущие части: часть 1, часть 2, часть 3
Новые Новые Мутанты
Выпуски: New Mutants (vol 2) 1-13, New X-Men:Academy X 1-19, New X-Men: Academy X Yearbook, New X-Men: Hellions 1-4
Люди Икс – это не только «нас боятся и ненавидят, но мы все равно защищаем мир» и самые разнообразные приключения с параллельными измерениями, тайм-тревелом и космосом. Это больше, чем Чарльз Ксавье или Эрик Леншер. Это идея. А чтобы идея жила, она должна цеплять поколения, как читателей, так и героев. С приходом Клэрмонта выросло по меньшей мере два поколения мутантов, а читателей и то больше, 90-ые при всех своих «экстремальных» выкрутасах тоже не забыли об этом, буквально создав тайтл «Поколение Икс». И вот настала очередь нулевых, которая тоже должна была представить новую кровь в ряд к Росомахе и Циклопу и завоевать новых читателей.
С первого номера нас начинают знакомить с новыми персонажами, посвящая очередному новичку отдельный выпуск и вплетая сюда уже существующих героев. Почти за каждым потенциальным Иксменом скрывается своя уникальная маленькая история, приведшая его или её к дверям Института Ксавье. Что немаловажно, эти герои – подростки, и ведут они себя соответственно. У них есть мечты, случается первая любовь, непростые отношения в коллективе и причастность к внутренним "бандам". Одним словом – школа, золотое время, которое никто не ценит в настоящем и по которому скучают позже. В традиционных сюжетах про Людей Икс школу вытесняли роботы-убийцы или религиозные фанатики. В своих «Новых Мутантах» Клэрмонт затрагивал эту тему, но здесь она вынесена в авангард и является центром для развития всего и вся.
Не получится избежать ассоциаций с другой популярной и необычной школой – Хогвартсом, они просто напрашиваются. Здесь даже есть свой Малфой на минималках, а с ребутом серии так и вовсе появляется альтернатива факультетам и элемент соперничества. Также, пусть и одним глазком, мы посмотрим на непосредственно учёбу: летающих мутантов учат летать, целителей фокусировать свою силу да и обычные предметы никто не отменял. Помимо очевидных выборов Зверя и Ангела в качестве учителей, здесь также присутствуют и оригинальные Новые Мутанты в лице Дэни Мунстар и Кармы, а для одного из выпусков устроят полноценное воссоединение всех живых участников прежней команды. Эта старая гвардия, как и молодняк, тоже ищет свое место в мире, но теперь уже в более широком смысле: кто-то доволен просто быть учителем, кто-то совмещает жизнь мутанта с иным родом деятельности, а кто-то скучает по денькам былой боевой славы. Спасать мир это здорово, но кто будет учить следующее поколение героев? Да и еще неизвестно, что сложнее: втащить Апокалипсису или же наладить отношения в группе подростков с играющими гормонами.
С ребутом серии «иксменщины» становится побольше, появляются костюмы и командные тренировки, но это тоже обыграно в соревновательном ключе между учениками, появляются новые «Новые Мутанты» и «Озорники», а бывшие врагами Дэни Мунстар и Эмма Фрост теперь воют на новом уровне как наставники этих команд. Правда, теперь они по факту на одной стороне, и это влияет на их отношения, приводя к логическому развитию. Также с ребутом появляются характерные для Иксов сюжеты, например, с потусторонним и альтернативным будущем, но обыгрываются изящно и с других углов. Также учитываются события основных Икс-тайтлов, но теперь мы смотрим на них глазами учеников и учителей.
Главная отличительная черта серии - это искренняя любовь авторов к этой вселенной, посоперничать с которой могут только Иксы Уидона, любовь к персонажам старым и новым. Какие-то уже блистают в рамках тайтла, остальных еще ждёт свой успех несколькими годами позже, а некоторые объявились в других линейках, но раскрылись здесь. Именно эта серия подарила нам новое поколение героев, таких, как Волна, Эликсир, Джуллиан Келлер, Пикси, Обвал, Ртуть(Mercury), Дар, Анол и Пыль. Именно герои здесь простые, но с изюминкой, с душой, располагают и влюбляют в себя. Помимо школьно-подростковых тем, которые вызовут у вас ассоциации с Гарри Поттером или "Кадетством", кто на чём рос, в серии есть семейный вайб, которого так иногда не хватает в командных проектах и Иксах в частности. За персонажами следишь как за родными, их переживания кажутся такими знакомыми и понятными. И отпускать их уже не хочется.
Сценарная команда уходит на Дне М, написав заключительный арк как тай-ин, и хоть это элсворлд, если вспомнить, что Алая Ведьма не просто поменяла реальность, а попыталась исполнить желания каждого, то даже в относительно лишнем арке можно разглядеть отсылки и намеки на несбывшиеся планы создателей, возможные пары и сюжетные линии, одна из которых, к сожалению, была заброшена и похоронена, в буквальном смысле.
X-23
Выпуски: X-23 (vol 1) 1-6, X-23:Target X 1-6
Помните, когда-то давно на Первом шел такой сериал «Клон»? Ну там было двое братьев-близнецов, один трагически погиб и оказавшийся в том месте и в том времени доктор решает сделать клона этих братьев, надеясь, что оригинал и клон никогда не встретятся и никаких проблем не возникнет. Возьмём эту идею и добавим к этому, что оригинал - один из самых свирепых бойцов мира, а ученые и стоящая за ними организация преследует совсем не гуманные цели. Мой любимый жанр «а что же здесь могло пойти так» как он есть. Почему я об этом вспомнил: во-первых, все эти латиноамериканские сериалы отличаются от Людей Икс только количеством персонажей с синей шерстью вместо кожи, во-вторых, не удивлюсь, если Крейг Кайл, писав эпизод для мультика «X-Men:Evolution», подцепил идею именно отсюда.
Да, если вы вдруг не в курсе, Х-23 впервые появилась в мультике, как и Харли Квинн. В комиксах она дебютировала в серии «NYX» и то, как она была представлена не сильно понравилось Кайлу. Дабы отдать честь своему творению, он вместе с Крисом Йостом создаёт ориджин Лауры и рассказывает, чем она занималась, пока не попала на улицы и не встретила Людей Икс.
Вы наверняка и так знаете биографию Росомахи и какие зверства там с ним творили, просто перенесите их на маленькую девочку, с которой все обращаются не как с ребенком, личностью, а как с предметом, тренируя стать оружием. По законам жанра ничем хорошим для создателей это не оборачивается, море крови и насилия здесь обеспеченно. Островком света для Х-23 служит её, во всех смыслах, мать – Сара Кинни. Именно её влияние и связь с ней не дают Лауре окончательно упасть в бездну бездумной жестокости и поддаться звериной натуре. Сиквел вводит новую характерную злодейку и добавляет драматичности, в том плане, что даже имея семью, Лаура не может быть с ними, ибо это значит подвергнуть их опасности. До статуса "избитой жизнью", какой престижно держит Росомаха вот уже долгие годы со своей историей потерь любимых и детей, Лауре далеко, но стартовала она резко.
Первая серия нарисована Билли Таном и это терпимо, но все равно жутковато, видимо, не каждому колористу удаётся выправить его рисунок. А вот сиквел может похвастаться Майком Чоем, которого КайлоЙост также захватят на свой Икс-форс. Ему отлично удаются как драматические, так и боевые сцены. Его графика отдаёт "цифровизацией", но не скатывается в графическое месиво, чем иногда грешит Клэйтон Крейн. Несмотря на суровые испытания выданные Кайлом, творение свое он любит и не отпустит еще в течении нескольких лет и Икс-серий, которые также будет писать дуэтом с Йостом.
Куда уходит детство
Выпуски: New X-Men 20-46
Снова новые «Новые Мутанты» и КайлоЙост. Однако теперь серия перешла День М, опустила подзаголовок Academy и авторы вместо Гарри Поттера устроили полный ад. Для героев, не для читателей.
Первые три связанных арка рассказаны в лучших традициях «Остаться в живых» с прыжками между настоящим, флешбэками, флэшфорвардами, постепенно переходящих в новое настоящее. КайлоЙост открыто говорят: детство закончилось. Ставки повышены. Вы или будете жить или умрете. И свое заявление подкрепляют, отправляя на воздух целый автобус детей( при чем кровожадность писателей не знала границ, они хотели убить еще больше народу, но им не дали). Такая суровая реальность пост-Дня М. Все страхи и опасения худшего находят свое отражение здесь. Враг не просто у ворот, он уже внутри и чувствует себя как дома. Шок героев разделяют и читатели. 24-ый выпуск серии один из самых тяжелых выпусков Людей Икс за всю историю. Иксмены и раньше сталкивались со смертью товарищей, но это совершенно иное. Это дети, бывшие студенты, невинные и беззаботные. Это друзья и подруги, с которыми еще вчера ты летал во дворе или играл в баскетбол. Новое поколение мутантов еще толком не выучилось и не начинало геройствовать, а вселенная уже наказала их. Учителя и старшие Люди Икс тоже нелегко переживают трагедию. Мстительные настроения Росомахи и Циклопа скоро выльются в отдельную серию. Но хуже всех это пережила Эмма Фрост. Здесь прекрасно показано, что за всей этой шелухой из стервозности, снобизма и высокомерия скрывается непомерная любовь к детям и преподаванию, желание любой ценой спасти, уберечь, сделать как лучше. Произошедшая катастрофа для нее личная трагедия.
И без того напряженная обстановка в институте доходит до предела. Это побуждает изменить приоритеты с обучения и помощи студентам на тренировки и научиться выживать в новом мире. Теперь новая команда учеников не отдельная группа друзей, а самые настоящие начинающие Иксмены, и авторы устраивают соответственные испытания, попутно расставляя фигуры как для Комплекса Мессии, так и на дальнюю игру. В жестокости КайлоЙосту не откажешь, но это не ради эпатажа и шок-контента, как это бывает у Миллара. Они всё-таки любят большинство оставшихся героев(правда, Х-23 их любимица, это видно и они сами признают), хоть и не так, как их любили Вэйр с ДеФилипсом. Те любили их как своих родных детей, пропуская через них свои личные интимные вещи. Здесь этого нет. Новый дуэт авторов немного циничен, их интервью на CBR тому подтверждение, но у них великолепно получилось прописать химию между героями-подростками и сделать из них команду, не уступающую, а где-то даже превосходящую, оригинальных Иксов.
Единственный слабый арк, на мой взгляд, был с путешествием в ад, который по ощущениям был навязан сверху, чтобы сделать почву для возвращения Магик. И его еще рисует молодой Скотти Янг, стиль которого превращает поездку в Ад в мультяшный слэпстик. Благо затем сценаристы сделали передышку, написав очень душевный арк, полностью посвятив его подросткам. Большую часть серии отрисовали Марк Брукс и Пако Медина, балуясь обложками-оммажами на классических Иксов. Львиная доля успеха и духа серии лежит именно на них. Они справлялись со всем, что им подкидывали Кайл и Йост: с масштабным экшеном, с эмоциональными сценами, со сценами траура. Лучше всех это демонстрирует одна страница.
Очень мощная и насыщенная серия, имеющая долгоиграющие последствия. Она уходит на высокой ноте с Умберто Рамосом, Комплексом Мессии и одним из лучших моментов в современной истории Людей Икс.
Даёшь молодёжь
Выпуски: Young X-Men 1-12
После Комплекса Мессии начинается новая глава в истории Людей Икс. На место закрытой серии New X-Men приходит Young X-Men за авторством Марка “CW” Гуггенхайма. И тут явно не в его сторону сыграл контраст с предыдущими авторами: планка качества была поставлена очень высоко, Марк не справился. У него есть хорошие идеи, рабочие концепты, но исполнение слабое. И это при полном отсутствии понимания героев. Старые Иксмены проявляют несвойственную кровожадность и резкость, молодое поколение порой ведёт себя как группа бывших беспризорников. Персонажи являются самым слабым звеном Гуггенхайма. Они ему не интересны, он не знает как их писать и прибегает к избитым твистам и приёмам, чтобы заполнить сюжетное пространство. После первого арка ситуация немного сглаживается, но существенно не меняется, скованность никуда не уходит. Справедливости ради стоит заметить, что до него 6 лет молодежными Икс-тайтлами занимались дуэты авторов, деля нагрузку пополам. Может это и был секрет такого успеха?
Что касается новых героев, то из всех самой лучшей идей могла бы стать Cipher, мутант, который всегда был с нами. Огромное поле для метафор, юмора и мета-комментариев. Однако не сложилось. Похожий концепт переизобретут через пару лет в другой серии, уже под эгидой Marvel NOW, а саму серию ждало неминуемое закрытие даже при участии Рафа Сандовала, Яника Пакетта и Бена Оливера. Благодаря им иногда случались удачные и трогательные моменты.
Из набора тизеров будущих историй в конце первого арка осуществился всего один, а еще один отъехал в отдельную лимитку за авторством нынешнего главреда Марвел. Планы Марка на серию так и не были реализованы полностью, он признавался, что много бы чего переделал, что пошло не по плану и вообще они не сошлись с редактором серии в отношениях с самого начала, не говоря уже об ограничениях по персонажам и второстепенному касту. 12 выпусков и редакторский нож бесславно завершают работу Марка Гуггенхайма в Икс-вселенной в нулевых. MARC, YOU HAVE FAILED THIS TITLE! Простите, не удержался.
Продолжение следует!
Подписывайтесь и ставьте лайк! И не забудьте подписаться на Посольство Латверии!