Найти тему
Мой велосипед.рф

Обслуживание велосипедной цепи

Оглавление

В прошлом веке, когда велосипеды были односкоростными, цепь была рассчитана на весь срок их использования, поэтому вопрос ее обслуживания практически не стоял - раз в год, перед началом сезона было достаточно смазать ее литолом, и можно гонять до осени.

Современные велосипеды имеют принципиально другую конструкцию этого узла. Чтобы преодолевать сложности любого рельефа, используются 2-3 передних передачи и 7-10 задних. Те, в свою очередь, требуют гибкого связующего звена, которое может перемещаться и попадать на любую звезду.

Почему происходит износ

Гибкость велосипедной цепи обеспечивает легкость переключения передач, но обратной стороной ее конструктива выступает быстрый износ. Расстояние между осями (пинами) со временем увеличивается, и велоцепь растягивается. Она криво ложится на зубья и подтачивает их под себя. Настанет момент, когда звезды стираются настолько, что цепь не сможет на них удерживаться и будет перескакивать на соседние передачи. Причем задней кассете достается гораздо больше, чем передним звездам, так как она задействована сильнее.

-2

Как увеличить ресурс

Средний ресурс узла колеблется от 500 до 3000 км, причем многое зависит от условий эксплуатации. Если велосипед используется для редких прогулок в солнечную сухую погоду, по ровному асфальту и рельефу, он проедет без замены гораздо дольше, чем если на нем катают по лесам и грязи, в любую погоду, с частыми подъемами. После выработки ресурса цепь растягивается, а если не обратить на это внимания и не заменить ее - она начинает стачивать зубья кассеты. Когда такое случилось, замена не поможет - велоцепь так и будет перескакивать со сточенных звезд, поэтому придется менять их вместе. Что делать, чтобы до такого не доводить:

  • Изначально лучше ставить деталь с увеличенным ресурсом. Есть модели, у которых он может переваливать за 10 тысяч. В интернет-магазинах можно купить такую цепь на велосипед по выгодной цене.
  • Она значительно быстрее растягивается, когда перекошена (например, человек ездит на больших звездочках спереди и сзади). Чтобы уменьшить перекос, используйте среднюю звезду спереди, как рабочую, включая большую и малую только тогда, когда этого требует дорожный рельеф.
  • Не пользуйтесь густыми смазками типа литола. Такая смазка держится очень долго, при этом на нее налипает вся грязь, что просто убивает узел. Популярный WD-40 тоже не подходит в этом качестве. Почистить им загрязненные детали после грязевого лесного рейда - эффективно, смазывать - нет.
  • Некоторые не ленивые велосипедисты используют “правило трех цепей” - покупают их три штуки и переставляют раз в 500-600 км, таким образом звезды изнашиваются намного равномернее, что позволяет увеличить ресурс всего комплекта.

Как смазать цепь

Перед смазкой весь узел нужно очистить от остатков пыли и грязи, это можно сделать старой зубной щеткой. После этого смажьте велоцепь и прокрутите педали, чтобы смазка попала во все зазоры. Снаружи она должна быть максимально сухой, чтобы на нее не налипала грязь. Для этого ее нужно хорошо промокнуть по всей длине бумажной салфеткой и после этого протереть влажной, хорошо отжатой тряпкой.

-3

Что лучше использовать? Идеально подходят специальные велосипедные смазки, которые, к слову, различаются в зависимости от сезона. Лучше не пользоваться аэрозольными вариантами - во-первых, 60-80% улетит мимо, во-вторых, можно невзначай или по неопытности залить поверхность тормозов, и тогда придется останавливаться в кусты.

Смазывайте велосипедную цепь каждые 200-300 км, следите за ее износом и правильно переключайте скорости, и у вас не будет никаких проблем с железным другом.