Рисовать человека с натуры гораздо сложнее, чем кажется. Ведь художнику
нужно учитывать огромное количество факторов. Давайте разбираться — каких
именно.
Симметрия и пропорции
Наверное, стоит сразу отметить, что симметрия — явление на все 100
рукотворное. В природе симметрии не существует, все стремится к хаотичным
формам, даже если на первый взгляд кажется нам идеальным.
Поэтому рисуя с натуры, нет нужды соблюдать строгие и академически
выверенные пропорции. Все люди уникальны, у каждого из нас
несимметричные лица и тела, и это делает нас такими разными.
Но, как говориться, чтобы нарушать правила — для начала их следует все таки
знать. Чтобы передать особенности человека, мы должны их заметить. И для
этого как раз таки и пригодиться знание пропорций.
Анатомия и физиология
Чтобы человек на рисунке не выглядел деревянной куклой или поломанным
болванчиком, художнику нужно хорошо разбираться в тонкостях человеческого
тела. Не просто знать строение скелета, расположение мышц, связок и
сухожилий, но и понимать, как это все взаимодействует друг с другом.
Без знания законов, по которым живет человеческое тело, не получится
создать естественное и живое изображение, передать пластичность и
подвижность объекта.
Свет и тень
Если мы говорим не о тренировочных набросках в скетчбуке, а о полноценной
работе, то нельзя отделить объект от контекста. Проще говоря, мы не пишем
человека в вакууме.
Вокруг него всегда есть предметы и вещи, которые отбрасывают тень или,
наоборот, освещают его. Все это нельзя списывать со счетов. Если мы хотим,
чтобы изображение было реалистичным и естественным, придется учитывать
то, как наша модель вписывается в окружающую среду, и как среда
взаимодействует с ней.
Эмпатия и человеческий фактор
Рисование человека, особенно — его лица, процесс не логический, а
чувственный. Художнику нужно уловить малейшее изменение в настроении
модели: взгляд, движение бровей, губ, жесты, особенности осанки или
напряжение в мышцах.
Но главная задача, не просто почувствовать и поймать эмоции, а передать их в
своей работе. Хорошая новость — все мы люди, а это значит, что все
человеческие эмоции нам знакомы.
Как видите, рисовать с натуры — совсем не так просто, как может показаться
на первый взгляд. Кроме того, что художник должен обладать высоким уровнем
техники, при работе с моделью ему приходится учитывать огромное количество
деталей и сталкиваться с совершенно разными трудностями. Но ведь
результат того стоит, правда?