Вначале мы были язычниками, наши боги стояли в лесах в виде стояших в городищах деревянных идолах. А потом пришло христианство, идолов сожгли, построили церкви и развесили в них лики святых и Бога. Но пришли люди которые сказали, что Богов нет. Церкви стали бойнями, клубами и складами, а инонами топили печи. Целых 70 лет за которые о Боге вспоминали даже не все старики, а кладбища заполнились пирамидками со звездочками. Затем звёздочки стали заменяться крестами, клубы разрушаться, церкви восстанавливаться, иконы выкапываться, народ начал верить в бога. Началось возрождение религиозного сознания, начиная с 90-х гг. XX в., что привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности. Псевдорелигиозности проявляется в сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию. В ограничении действия религиозного сознания в основном религиозной практикой. В рассмотрении веры в Бога не столько как потребности сознания личности, сколько как фактора, вносящего определённый психологический комфорт.
Конечно среда верующих неоднородна. Кроме традиционных (ортодоксальные) верующих можно выделить из их среды колеблющиеся, неверующих, эклектиков, верующих вообще. Последнии и составляют основную массу современных верующих. Как и при традиционном религиозном сознании для псевдорелигиозности характерно двоемирие: где религиозное представление о мире строится на противопоставлении сакрального (высшего, скрытого) и профанного (земного, явного). А в системе ценностей современных верующих, главной является жизнь вечная, а остальные - здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом. Бог и Вера в него часто сводится к обменным операциям - Бог мне , а я ему правильное поведение, молитвы, деньги и т.д. При не выполнении требуемого возможен как отказ псевдоверующего от Веры, так и переход в другие конфессии или секты. Фактически в современной России религиозное сознание стало компенсаторной функцией, дающей надёжную защиту личности от многих тенденций современной жизни, приводящих к депрессии, отчаянию, агрессии, алкоголизму, наркомании. А религиозно-философское представление - весь мир в его многообразии есть творение Бога, начал перетекать в научно-филосовский, когда религиозное сознание основывается на факторах внешних по отношению к сознанию, утверждая научный взгляд на природу и общество(антропный принцип, квантовая физика, множественность миров...). Не отвергая идею Бога как Творца всего, в научно-философского подходе к религиозному сознанию человек выводится из роли раба божьего в основного игрока на вселенском поле как носителя эволюционизирующего разума. Идея вечной жизни в царстве божьем расширяется до бессмертния человеческого сознания.