Собирая информацию о таксистах ‒ персонажах отечественного кино, с удивлением обнаружил, что в широкой галерее образов можно сформировать отдельные значимые группы, «подкасты» с ещё большей детализацией сюжетов и тематик. Например, криминальное такси или комичные типажи. Но сегодня хочу остановиться на водителях, работающих «под прикрытием»: милиционерах, разведчиках, шпионах.
Первое место здесь, бесспорно, занимает Олег Видов в образе старшего лейтенанта милиции Олега Славина. Двухминутный эпизод полностью состоит из цитат, активно используемых в живом русском языке. Позволю привести лишь половину беседы.
Пруд там был?.. ‒Нет. Лужи были… ‒‒Может, памятник?.. ‒Памятник был!.. ‒Чей памятник?.. ‒ Ну, а я знаю?!.. ‒ С бородой? С бакенбардами? Сидячий? ‒ Кто?! ‒ Ну мужик, сидит? ‒ Во, деревня! Кто ж его посадит? Он же ‒ Памятник?!
‒ Карту купи, лапоть!
Другие лидеры группы «таксисты под прикрытием» ‒ три оперативных работника МВД из «Бриллиантовой руки», то успешно, то нет, опекающие Семёна Семёновича Горбункова. Главный из них ‒ Станислав Чекан или «Михаил Иванович», капитан, а в финале ‒ майор милиции. И снова каждая поездка ‒ кладезь цитат.
‒ Здесь в город только одна дорога. Что это у вас с рукой?..
‒ Почему он интересуется? Что это, простое любопытство? Подозрительный тип! Поскользнулся, упал, закрытый перелом. Потерял сознание, очнулся ‒ гипс.
‒ Вы в самодеятельности участвуете?
‒ Участвую. Зачем я соврал, я же не участвую! А зачем он спросил?...
Четвёртый лже-таксист из этого фильма ‒ Лёлик, харизматичный контрабандист в образе водителя. «Такси на Дубровку» стало не только мемом, но даже коммерческим брендом.
Совсем не мирной была подлинная специальность Михаила Зарокова ‒ Курнакова ‒ Тульева (Георгий Жжёнов) в первой части тетралогии про резидента. Мягкий и обаятельный в быту таксист, в действительности он ‒ жёсткий и решительный враг (в первой серии), восстанавливающий шпионско-диверсионную сеть, сформированную ещё фашистами.
Однако будни таксопарка отражены достоверно: шумная очередь в диспетчерскую, шофёрские байки, вечно переполненная ремзона, дорогие моему сердцу 21-е «Волги» и форменные фуражки.
В сверх популярном фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» 1971 года в череде «парижских» эпизодов есть сцена, где неизвестный таксист (роль исполнил сам режиссёр трилогии ‒ Эдмонд Кеосаян), капитан Овечкин и атаман Бурнаш похищают для расправы полковника Кудасова. Этот же «таксист» в финале картины предстаёт сообщником месье Дюка, эмиссара зарубежной разведки и организатора похищения короны.
Эмоциональный диалог белоэмигрантов происходит в занятном таксомоторе ‒ поздней модели Renault Type AG, известной как «Марнское такси», и удостоенной памятнику.
Вот такая компания… До встречи, в следующий раз ‒ про криминальное такси.