Не по теме канала, здесь ничего не будет про собак и кошек, но мимо этого сюжета из моей жизни я пройти не смогла. Тем более, считаю, что лишний раз о финансовой безопасности даже любителям животных и историй про них - всегда полезно.
Всем известно, что "виртуальные мошенничества" ныне очень распространены - в криминальной статистике они в первых строчках. И хотя полиция вместе со СМИ постоянно рассказывает об очередных случаях обмана - люди продолжают попадаться. Не защищен никто: жулики могут позвонить кому угодно - даже если вы не особо светили свои карты или номера телефонов в Сети. Я убедилась в этом лично - 7 мая мне позвонили с незнакомого номера, неизвестный собеседник представился сотрудником финансового отдела Сбербанка.
"Екатерина Валентиновна, пять минут назад с вашей карты пытались списать средства. Это вы делаете?" - поинтересовался незнакомец. Разумеется, я сразу поняла, что говорю с аферистом - сотрудники банков не звонят клиенту сами и, уж тем более, решают проблемы безопасности без его участия. Самым разумным было бы сразу прекратить разговор. Но во мне включился журналист: стало любопытно, какой сценарий развода на этот раз используют жулики. Поэтому я решила прикинуться наивной дурочкой и вступить в диалог. (Разговор, кстати, записала. Прослушать можно ТУТ или ниже по тексту)
С самого начала стало ясно - ничего необыкновенного ждать не стоит. "Сотрудник финансового отдела пошёл по стандартной схеме, заявив, что некто Краснов пытается привязать к моей карте свой телефон, да еще и оформить на меня кредит в 200 тысяч. (Все это - на фоне офисного шума, дабы я не усомнилась - "банковский сотрудник" пашет в поте лица, дабы сохранить и приумножить мои капиталы).
Чтобы "аннулировать операцию", собеседник спросил номер моего счета, а получив его (да, пришлось рискнуть, повторять не советую - лучше не сообщать ловкачам никаких данных вообще), переключил на "сотрудника службы безопасности". Причем, прежде, чем начать разговор, мне пришлось незатейливую мелодию в трубке раз десять. (Что характерно,
-таких "пауз" в более, чем 20-минутном разговоре было несколько, причем одна - около семи минут. Сначала я удивлялась, зачем они так долго "маринуют клиента", потом догадалась: это своеобразный метод психологического воздействия - пока перепуганный "лох" висит на линии, он изнывает от неизвестности и беспокойства, доходя до нужной кондиции и крайне некритичного состояния).
"Сотрудник службы безопасности" первым делом осведомился, что я использую - компьютер или приложение Сбербанка. И, узнав, что предпочитаю приложение заявил (какая неожиданность!), что кто-то орудует в моем личном кабинете Сбера через комп. Следующим (и, похоже, главным) вопросом стало состояние моего банковского счета. Зачем сотруднику безопасности знать, сколько денег у меня на карте, он не объяснил. Да и я уточнять не стала - чтобы не разрушить легенду. Вместо этого радостно брякнула о несуществующих 80-90 тысячах. Собеседник сначала не расслышал сумму. Но когда понял, что его ждет нехилый доход, не смог сдержать эмоций. "Ско-лько? - переспросил он. - Де-вя-нос-то?" И получив утвердительный ответ, счастливо выдохнул: "ВСЁ!!!"
Несколькими минутами позже мне удалось порадовать жулика ещё сильнее - когда я рассказала ему, что на другой карте от "Тинькофф-банка" у меня хранятся около 150 тысяч (эх, мечты-мечты!). "Сотрудник" тут же заявил, что "Тинькофф" и "Сбер" - лепшие друзья навек, партнеры, так сказать, поэтому все сведения по "дружеской карте" тоже сообщить не помешает. После этого он предложил пересказать комбинации цифр, которые он отправил мне в СМС с официального номера Сбербанка 900, чтобы буквально-таки вырвать из лап злоумышленников мой логин.
На этом этапе я эксперимент решила прекратить (и так уже больше 20 минут развлекалась), о чем и сообщила собеседнику. Его разочарование и офигение можно было буквально услышать в нескольких секундах последовавшего молчания (столько времени потрачено впустую, да еще и 240 тысяч фикцией оказались!) После этого наша познавательная беседа прервалась. А я ещё раз убедилась: уловки мошенников распознать не так уж и сложно, поскольку работают они по стандартным схемам, о которых нам постоянно рассказывают сотрудники полиции и СМИ. Главное - вовремя включить голову и помнить: твоя карта - это твой кошелёк. А ее номера, коды и пароли из СМС - ключи к нему. Хочешь сохранить кровные - не доверяй эти ключи никому.
И не веди разговоры с незнакомцами: бюджет целее будет.