Найти в Дзене
КиноЖурнал

Бартон Финк. Элементы анти-сюжета в сценарии.

Есть спойлеры.

Если вы смотрели этот фильм, то у вас наверняка были вопросы по поводу сюжета этой сюрреалистичной картины. Лично меня "Бартон Финк" не отпускал ещё пару недель после просмотра. И, думаю, дело не только в шикарной игре актёров, но и в интересном сценарии. Это фильм-головоломка, но головоломка не детективная, хотя в нём есть место и убийству, а скорее философская.

Бартон Финк (Джон Туртурро)
Бартон Финк (Джон Туртурро)

Элементы анти-сюжета.

Картина начинается с истории о талантливом сценаристе, отправившемся работать в голливуд. И первое, что ожидает зритель - это получится ли у Бартона построить карьеру в киноиндустрии. Потом зритель видит творческие муки писателя и предполагает, что фильм, собственно, об эволюции Бартона Финка.

На первый взгляд перед нами классический сюжет, где писатель, с одной стороны, противостоит киностудии, с другой - находится в конфликте со своим внутренним миром.

С начала ничего необычного не происходит. Бартон Финк знакомится с другим сценаристом и с его спутницей. Эта встреча знаменует собой поворотный момент в сюжете. Мы уже предполагаем, что у Финка и Одри завяжутся романтические отношения. Так оно и происходит, когда девушка приходит к Бартону в номер. Кажется, что после этого момента между приятелями возникнет конфликт и мы ждём, чем всё это кончится, но не тут то было. Финк находит Одри в своей постели мёртвой. Герой в шоке, зритель тоже. Дальше начинается настоящая дребедень. Вторая часть фильма - это цепь шокирующих развязок, недосказанностей и метафор. Такой эффект достигается при помощи приёмов, свойственных для фильмов, где сюжет отсутствует вовсе.

-2

В структуру сценария вплетаются элементы анти-сюжета:

Непостоянная реальность. Исходит из внутреннего конфликта Финка, заставляет сомневаться в том, что реально, а что есть его фантазии.

В этом плане интересна последняя сцена, в которой Бартон Финк оказывается на берегу моря в компании с прекрасной незнакомкой (точь-в-точь как на картине). Финк как-будто попадает внутрь картины, хотя пляж и выглядит вполне реальным. Нельзя определённо сказать: герой обрёл свободу, или замкнулся в своём внутреннем мире.

Разорвана временная и причинная последовательность. Этот элемент вступает в силу, когда погибает Одри. И далее развивается, приводя зрителя в замешательство, лишая его способности прогнозировать дальнейшее развитие сюжета.

Происходящее на экране похоже на абсурд. Да, но желание понять, чем же всё это закончится, только усиливается.

Чарли Медоус (Джон Гудман)
Чарли Медоус (Джон Гудман)

Самым ярким сюрреалистичным моментом фильма является сцена, где сосед и друг Финка, по совместительству - маньяк, движется с дробовиком в руках по горящему коридору гостиницы. Этот огонь знаменует собой кульминационную развязку в сюжете. Накалённая атмосфера и в прямом и в переносном смысле.

Элементы анти-сюжета логично вплетаются в общий строй повествования, усиливая эффект от восприятия, внося новые смыслы.

Если Вы смотрели этот фильм, напишите в комментариях, что больше всего Вас в нём удивило? А так же ставьте лайки и подписывайтесь на канал :)