Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
Глупый не любит звания, а только бы выказать свой ум.
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его. [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] Слова наушника - как лакомство, и они входят во внутренность чрева.
Нерадивый в работе своей - брат расточителю.
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Кто дает совет, не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его. Жребий прекращает споры и решает между сильными.
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодарность от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.]
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат.
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Нехорошо душе без звания, и торопливый ногами оступится. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорил ложь, погибнет. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву. Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба. Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадить его, придется тебе еще больше наказать его.
Слушай совета и принимай обличие, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести ее до рта своего. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Готовы для кощунствующих суды, и побои на тело глупых.
8