Найти тему
Без спойлеров

Общественная библиотека (The Public, 2018)

Стюарт Гудсон (Эмилио Эстевес) работает управляющим в главной общественной библиотеке города Цинциннати. В холодное время года (хотя другое в фильме не показано) основные посетители библиотеки это бездомные, которым хочется согреться. При этом их никто не выгоняет, они пользуются книгами, Интернетом, а Стюарт знает большинство из них по именам. Надо сказать, что у самого Стюарта в прошлом тоже были проблемы, и он знает, что такое бездомная жизнь не понаслышке.

Однажды Стюарта приглашают в кабинет к директору, где также присутствуют юристы и окружной прокурор (Кристиан Слэйтер), который хочет баллотироваться на пост мэра. На этом собрании выясняется, что Стюарт нарушил конституционные права одного из читателей библиотеки, выгнав его. На доводы Стюарта о том, что от человека плохо пахло, и другие посетители жаловались, прокурор подошел к нему распахнул свой дорогой пиджак и спросил: «А как от меня пахнет? Вы меня тоже выгоните?» В общем, диалог не задался.

-2

Очевидно, что Стюарта ждут проблемы на работе. А на работе проблем хватает и без этого: буквально на следующий день, бездомные, боясь, что ночью на улице они замерзнут (так как ночлежек на всех в городе не хватает), решают силой взять один из этажей библиотеки. Но Стюарта они любят, и поэтому дадут ему выбор – уйти или остаться с ними… Вернее не так: уйти или возглавить их?

В итоге у здания библиотеки соберутся все: журналисты, зеваки и полиция. Переговоры с бездомными поручат вести полицейскому (Алек Болдуин), чей сын - наркоман, который сам живет на улице. Чем все это закончится?

-3

«Общественная библиотека» – фильм, который стоит посмотреть, как минимум по двум причинам. Первая: автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Эмилио Эстевес (для тех, кто не знает, сын Мартина Шина и брат Чарли Шина) теперь уже редко снимает(ся). Поэтому каждый его фильм уж точно стоит того, чтобы обратить на него внимание. У Эстевеса - актера были неудачные ленты (полно), но у Эстевеса - режиссера их почти не было. Более того, его картина «Война в доме» - это одно из лучших киношных высказываний о военном посттравматическом синдроме (не хуже «Рожденного четвертого июля» Стоуна) – хотя это тема отдельной рецензии. Вторая причина: «Библиотека» каким-то магическим образом заставляет задуматься о вещах, о которых, пожалуй, никто в здравом уме нынче и не думает. Когда здесь произносят слова вроде «Библиотека – это последний бастион демократии», поневоле задумаешься: а когда я последний раз был в библиотеке? Когда я последний раз брал в руки книгу, а не читал комментарии про нее Интернете? Слышал ли я про цитируемый тут роман «Гроздья гнева» (раньше запрещенный в некоторых городах США)? Те, кто сегодня рассуждают о демократии, вообще в курсе, что такое демократия? Все вопросы вроде так банальны, но надо быть небанальным фильмом, чтобы заставить задуматься о таком.

-4

Понятно, что это все в теории: не уверен, что даже в штатах кто-то сможет подать на власти в суд за то, что его выгнали из общественного места... А если сможет – будет прецедент. В любом случае, Эстевес не пытается показать, что у него есть какие-то одному ему известные решения проблем американского общества. Он просто в очередной раз указывает на них. Но как говорят психологи: осознание проблемы – это уже половина ее решения.

P.S. Так вышло, что фильм вышел тогда же, когда настоящую библиотеку в Цинциннати захватили некие активисты, выступающие против продажи одного из зданий в центре города. Совпадение? Не думаю.