Найти в Дзене
Ничего Личного

Дело не только в дистанционном участии в выборах

Намного большие изменения, чем кажется
Намного большие изменения, чем кажется

13 мая года Государственная дума в режиме, который трудно назвать иначе, как спешка, приняла два новых закона. Поправки были приняты без какого-либо публичного обсуждения. Попробуем разобраться, есть ли в новом законотворчестве какие-то существенные новые ограничения избирательным правам граждан, а также возможностям для общественного контроля выборов.

Во-1-х, изменения в процедурных моментах:

Ужесточаются правила регистрации кандидатов через сбор подписей избирателей, а именно - с 10 до 5% сокращено количество недействительных и недостоверных подписей, необходимых для отказа кандидату в регистрации. Помимо проставления подписи и даты, теперь избиратель должен собственноручно вписывать и свои ФИО в подписном листе.

Особого внимания заслуживает тот факт, что эти меры предлагают парламентские партии, которые освобождены от сбора подписей, то есть законодатели действуют не в интересах граждан, а в своих собственных, сознательно затрудняя регистрацию конкурентов.

Далее по процедурным моментам, расширяются возможности для использования наименее поддающихся гражданскому контролю форм голосования — «надомного», досрочного, досрочно-выездного и дистанционного (по почте и интернету).

Большинство этих форм уже были опробованы на российских выборах, например, в выборах мэра Москвы, как пилотный проект, и вызвали массу скандалов и нареканий, в том числе и со стороны организаторов выборов. Эти формы слабо поддаются гражданскому контролю и уязвимы для фальсификаций и принуждения граждан. Их внедрение без одновременного обеспечения гарантий эффективного контроля приведет к повышению уровня недоверия граждан к выборам, и не без оснований. Впрочем, это мало тревожит зампреда ЦИК Николая Булаева:

"Это же не просто объявить "мы голосуем дистанционно". А дальше что? Объявили, а технических возможностей нет. Надо создать", - сказал Николай Булаев.

Надо - значит, надо. И конечно же, Ничего Личного)

Во-2-х, изменения в пассивном избирательном праве — право избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

Действующими законами уже введены внеконституционные запреты на избрание граждан, ранее осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь предлагается распространить это и на преступления средней тяжести (причем попадут под него и осужденные условно). При этом под принятые ограничения подпадают не только граждане, осужденные за преступления против личности, но и по «политическим» статьям (таким как «публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации», «неоднократное нарушение правил организации митинга» итд), а также, таким статьям, как «мошенничество», «присвоение или растрата», а также по наркотическим составам.

Учитывая пристрастность Российской судебной системы, это означает прямое и умышленное ущемление в избирательных правах , как минимум, нескольких сот тысяч граждан. Причем, не только права быть избранным, но и права избирать, поскольку российские граждане оказываются лишены права поддержать соответствующих кандидатов.

А как же один из основополагающих принципов любой демократии, даже Российской, спросите Вы? А именно,
СПОСОБНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЯ сделать самостоятельный и ответственный выбор,
основанный на широком информировании о выдвинутых кандидатах, в том числе и о наличии у них судимости? Если вдуматься, то заявление любого политика о защите избирателя от влияния «криминальных элементов», является откровенной пощёчиной самой концепции демократии. Так защищают детей, но никак не избирателей.

И, заметим мимоходом, любопытно, как принятие этих поправок отразится на тех уже избранных волей народа, у которых у самих в прошлом были судимости (включая условно).

Как всегда, НИЧЕГО ЛИЧНОГО)

Понравилась публикация? Ставь лайк и подписывайся на мой канал на Дзене.