Найти в Дзене

Уникальные поезда Барнаул - Бийск: как два разных поезда идут вместе под одним локомотивом.

Оглавление

Есть в Алтайском крае уникальный поезд Барнаул - Бийск. Насколько нам известно, аналогов его в России нет. Уникальность его заключается в том, что физически это один поезд, но в расписаниях на станциях помечен как два совершенно разных поезда. А в электронных расписаниях это даже три разных поезда! Почему так вышло, и баг это или фича, вы можете прочитать в этой статье.

Кажется обычный поезд. Внимательный человек заметит разве то, что вагоны в нём разных цветов. Но формально это два совершенно разных поезда, которые обслуживаются разными перевозчиками и раздельно обозначены во всех расписаниях.
Кажется обычный поезд. Внимательный человек заметит разве то, что вагоны в нём разных цветов. Но формально это два совершенно разных поезда, которые обслуживаются разными перевозчиками и раздельно обозначены во всех расписаниях.

Предыстория.

Линия Алтайская (узловая станция возле Барнаула) - Бийск была открыта более ста лет назад в 1915 году. За прошедшее столетие по ней ходило много разных поездов, была прямая связь и Москвой, и с Владивостоком, и с многими другими городами нашей страны, а также поезда были востребованы и у "местных" пассажиров, ездящих между столицей Алтайского края, Бийском и многочисленными деревнями. Бийск издревле был не только город в конце тупиковой железнодорожной ветки, но и воротами Горного Алтая. Именно с него начинался легендарный Чуйский тракт, от него вели автомобильные дороги на Чемал, Белокуриху, Телецкое озеро и иные знаменитые курорты. Всё это привело к тому, что пассажиропоток через станцию был гораздо выше, чем в каком-нибудь другом подобном 200-тысячном городе.

Тем не менее, в начале 21-го века пассажирские железнодорожные перевозки на линии переживали не лучшие времена. Остался один ночной поезд Бийск - Новосибирск и два дневных местных поезда Барнаул - Бийск с многочисленными прицепными вагонами до Москвы, Нового Уренгоя, и других городов (а также иногда в составе этих поездов ходил вагон-лавка). Пассажиропоток дневных поездов год от года сокращался. Если прицепными вагонами пассажиры ещё пользовались, то для местного сообщения поезд просто устарел и безнадёжно проигрывал стремительно развивающемуся автотранспорту. Автодорога Барнаул - Бийск в начале нынешнего тысячелетия стала полностью асфальтированной, автобус доезжал по ней за 2:30 - 2:45, на личном автомобиле можно было доехать часа за полтора. Поезд же №657/658 Барнаул - Бийск шёл около 3:40 - 3:45, то есть минимум на час дольше. При этом если автобусы шли почти каждый час, то поезда два раза в сутки и не в самое пиковое время. Проезд в самом дешёвом общем вагоне (чаще всего это был старый купейный "Аммендорф") стоил дороже автобуса, а до промежуточных станций - гораздо дороже (порой в разы). Правда, подавляющее большинство пассажиров не покупали билеты, а расплачивались наличными с проводником, по неформальному "тарифу", который был гораздо дешевле официального... Всё это, конечно, не улучшало экономику пригородных перевозок, а РЖД как раз переводили на рыночные рельсы, и к концу 00-х всем было ясно, что если ничего не делать, пассажирское железнодорожное сообщение между Барнаулом и Бийском умрёт в ближайшие годы.

И созданный в нулевые годы оператор пригородных перевозок в Алтайском крае АО "Алтайпригород" совместно с администрацией Алтайского края и Западно-Сибирской железной дорогой стали искать решение.

Попытка №1. Рельсовые автобусы РА1 Барнаул - Бийск.

В 2005 году на Западно-Сибирскую железную дорогу поступило несколько рельсовых автобусов РА1 производства "Метровагонмаш". Их попробовали запустить в т.ч. и на направление Барнаул - Бийск.

Первый блин оказался комом. РА1 были очень сырыми и не надёжными, в в первую же зиму, они стали ломаться, и рейсы приходилось отменять внепланово. Комфорт внутри был весьма условный - жёсткие пригородные сиденья (3-й класс), туалет и какие-либо удобства отсутствовали (и это на трёхчасовом маршруте!). В итоге поездили они менее года, а затем их передали на другие дороги.

Попытка №2. Скорые пригородные поезда Барнаул - Бийск "Калина красная" и "Восток"

2 июля 2009 года был запущен новый скорый пригородный поезд* №7009/7010 Барнаул - Бийск, который уходил из Барнаула около 8 утра и доезжал до Бийска за 2 часа 50 минут, делая в пути 6 промежуточных остановок. Обратно из Бийска поезд отправлялся около 17:45 (в разные годы график слегка варьировался), прибывая в Барнаул как раз в самое оптимальное время, чтобы успеть добраться до дома, поужинать, помыться и лечь спать. Таким образом, в направлении Бийска удалось захватить утренний пик пассажиропотока, а в обратном направлении - вечерний. Да, по времени в пути новый поезд по прежнему слегка проигрывал автотранспорту, но зато безусловно выигрывал надёжностью и безопасностью. В условиях суровой алтайской зимы, когда междугородные трассы часто перекрывают на сутки и более, всепогодный поезд остаётся единственной надёжной связью.

* - скорый (ускоренный) пригородный поезд - пригородный поезд, движущийся в режиме экспресса (с пропуском большинства промежуточных остановок) со средней скоростью свыше 50 км/ч. От обычных пригородных отличается нумерацией на 7XXX (вместо 6XXX), часто (но не всегда!) более комфортным салоном, более высоким тарифом и отсутствием части льгот. Иногда билеты на скорый пригородный поезд можно купить через "Экспресс-3" (как и на поезд дальнего следования) с резервацией мест.

Также в Бийске поезд был согласован с автобусами, следующими в Горный Алтай (Бийск - Белокуриха, Бийск - Горно-Алтайск и Бийск - Чемал). Правда, до единого билета дело пока так и не дошло, билеты на автобусы приходится приобретать отдельно, но касса и посадочная площадка на автобусы в Бийске рядом с вокзалом, поэтому особых неудобств это не доставляет.

Кардинально поменялся и сервис внутри поезда. Вместо старых душных купейников стали ходить современные комфортабельные сидячие вагоны производства "Вагонмаш". Тариф в базовый 2-й класс был немного дешевле автобусного, также в нём действуют все скидки и льготы, как и в других пригородных поездах Алтайского края.

Поезд получил своё собственное имя "Калина красная" по названию одного из самых известных произведений алтайского писателя Василия Шукшина. Вагоны получили свой уникальный окрас с надписью "Калина красная" и гербом Алтайского края. "Шукшинские" мотивы постарались передать и в оформлении поезда - внутри висят фотографии знаменитого писателя и цитаты из его произведений. Также в поезде можно купить различную сувенирную продукцию.

Всё это, включая активную рекламу, существенно изменило отношение пассажиров к железнодорожному транспорту, и на новый поезд появился стабильный спрос. И 7 декабря 2010 года "Алтайпригород" назначил ещё один аналогичный поезд №7011/7012 Бийск - Барнаул, который ходил по примерно такому же графику, но во встречном направлении. Таким образом, между Барнаулом и Бийском стало две пары скорых пригородных поездов в сутки - утром и вечером, в самое удобное для массовых пассажиров время.

Как и "Калина красная", второй поезд состоял из сидячих вагонов и получил имя собственное "Восток" - в честь космического корабля, на котором совершил первый длительный полёт уроженец Алтайского края космонавт Герман Степанович Титов. Соответственно, внутри поезд оформлен в "космической" тематике.

Поезд №7012 Барнаул - Бийск "Восток" на станции Барнаул. Январь 2018 года. В отличие от "Калины красной" этот поезд не получил брендового окраса. Фото Андрея Яблонского.
Поезд №7012 Барнаул - Бийск "Восток" на станции Барнаул. Январь 2018 года. В отличие от "Калины красной" этот поезд не получил брендового окраса. Фото Андрея Яблонского.

Но успех новых пригородных поездов также ускорил крах поездов традиционных. Поезд №657/658 Барнаул - Бийск первое время по-прежнему ходил вслед за "Калиной красной" (интервал между ними был около часа), но местный пассажиропоток в нём упал практически до нуля, а содержать отдельный поезд только ради прицепных вагонов было крайне убыточно. Поэтому судьба его была предрешена. И скорее всего в начале 2010-х Бийск бы остался без прямой связи с Москвой и другими дальними городами, если бы кому-то в голову не пришло оригинальное решение.

Поезд №657 Барнаул - Бийск в августе 2009 года. Один полупустой вагон, при этом тепловоз за рейс съедает сотни литров солярки. Фото из фотогалереи "Паровоз ИС"
Поезд №657 Барнаул - Бийск в августе 2009 года. Один полупустой вагон, при этом тепловоз за рейс съедает сотни литров солярки. Фото из фотогалереи "Паровоз ИС"

Два в одном: пригородный и дальний поезд в одном составе.

С нового графика декабря 2010 года поезд №657/658 стал следовать ровно по тому же графику, что и №7009/7010 "Калина красная". Пассажирам сходу заметить это было непросто, ибо расписание пригородных поездов и поездов дальнего следования и тогда, и сейчас отображается на разных стендах (а в Барнауле и на разных вокзалах). Аналогично и с расписанием в интернете. Поезда дальнего следования и пригородные указываются, как правило, на разных сайтах. Сейчас, правда, на сайте РЖД уже можно посмотреть и пригородные поезда, но для этого нужно указать на специальную галочку.

Но физически эти два поезда с той поры ходят вместе. По-сути, ОАО "ФПК" (оператор поездов дальнего следования в России) стал просто ставить свои прицепные вагоны дальнего следования в состав пригородных поездов АО "Алтайпригород". На каких условиях договорились эти компании, и в каких пропорциях собой поделили оплату за аренду локомотива и инфраструктуру, нашему сообществу неизвестно. Тем не менее, схема явно оказалась удачной и взаимовыгодной, раз существует до сих пор. Правда, почему-то она не получила тиражирования ни по другим направлениям Алтайского края, ни в других регионах, и до сих пор по-сути остаётся уникальным явлением.

А вот так эти поезда обозначены в расписаниях на станциях (на фото расписание по промежуточной станции Овчинниково). Пассажирские поезда дальнего следования и пригородные разнесены по разным местам, при этом сходу даже не сообразить, что поезда №658 и №7010 следуют одним составом. Путаницы добавляет то, что до августа 2018 для поездов дальнего следования указывалось московское время, а для пригородных - местное.

Расписание поездов по станции Овчинниково. Лето 2017 года. Фото Алексея Соболева.
Расписание поездов по станции Овчинниково. Лето 2017 года. Фото Алексея Соболева.

Сейчас вагонов дальнего следования стало больше. Помимо вагонов №657/658 Бийск - Москва (которые с декабря 2019 года следуют вместе с "Востоком") появились и №111/112 Бийск - Северобайкальск (следуют вместе с "Калиной красной")

А вот так выглядят расписания этих поездов в сети: на сайте "Яндекс Расписания" и ОАО "РЖД". Обратите внимание, пригородные поезда тоже "раздвоились"!

А "раздвоение" пригородных поездов связано с особенностями продажи. Дело в том, что на эти поезда билеты можно купить как в кассах или приложении "Алтайпригорода", так и через систему "Экспресс-3" в кассах поездов дальнего следования и на сайте и в приложении РЖД. Во втором случае поезд указывается с индексом "А" (например, №7010А или №7012А). Таким образом "Алтайпригород" сделал систему продажи билетов с максимальным охватом.

Вот такие уникальные поезда существуют в Алтайском крае! Напоследок несколько красивых фотографий этих поездов от фотографа Игоря Шевченко.

А может быть вы знаете ещё подобные поезда, где вагоны дальнего сообщения следуют в составе пригородного поезда. Если да, то обязательно пишите в комментариях или на e-mail: regionaltrain@yandex.ru!

Понравилась статья?! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ;)