Найти тему
moviements

«Солнцестояние». Страх при свете дня и разлагающиеся отношения.

Эта картина появляется в самом начале и, по сути, пересказывает весь сюжет. Источник - https://www.imdb.com/
Эта картина появляется в самом начале и, по сути, пересказывает весь сюжет. Источник - https://www.imdb.com/

Ари Астер показал нам, что от страха не спасет даже солнце на безоблачном небе, полевые цветы, улыбки, танцы и хлопковые белые платья. Дебютная «Реинкарнация» Астера (в оригинале – Hereditary) пленила многих и стала одной из важных вех в истории нового, интеллектуального хоррора. Астер по-настоящему порадовал любителей жанра своей новой, второй по счету, работой в 2019 году – «Солнцестояние» (в оригинале – Midsommar). Это хоррор без темных подвалов и скрипучих ступеней, без привычных клише с проклятьями и призраками.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Источник - https://www.imdb.com/
Кадр из фильма «Солнцестояние». Источник - https://www.imdb.com/

Сюжет фильма раскрывает нам историю молодой пары Дэни и Кристиана, которая после жутких событий в жизни девушки отправляется вместе с компанией друзей на небольшой этно-фестиваль в Швецию.

Сам режиссер рассказывал, что снял фильм про расставание. Именно его собственный опыт разбитого сердца вдохновил на создание картины. С самого начала истории мы знакомимся с парой, чьи отношения находятся в стагнации, и кризис усугубляется по мере развития сюжета и знакомства с коммуной. Это и проверка прочности любви (если таковая оставалась между ними), и потеря, и обретение свободы – странной, но свободы.

Столь нетипичное для хоррора визуальное повествование, насыщенное светом и цветом, заставляет совсем иначе воспринимать происходящее на экране. Обычно, когда мы смотрим ужасы, то нам сразу страшно и тревожно. Мы знаем, что после улыбок и въезда в новый дом нас обязательно ждут молчаливые девочки, бродящие по ночам, и предметы, которые сами двигаются. Тут все иначе. Ари Астер добивается чувства дискомфорта когнитивным диссонансом – нам и больно, и приятно. Когда людям было классно и хорошо при просмотре хоррора? А тут именно так – сияющая картинка очаровывает, кровь и самоубийства ужасают.

Астер воспевает крах любви по-своему: живописные жертвоприношения, отдающие дань уважения нашим любимым маньячным триллерам (вспомним изощренные убийства в сериале «Ганнибал», например, или в первом сезоне «Настоящего детектива»), руны и рисунки как предзнаменования грядущего (знаки и голос Вселенной), ритуалы и пляски как бал на пепле.

Абсолютно лакомое кино, тягучее, вылизанное. Красивое до одури. Кажется, заклятья-проклятья-Аннабели-призраки уходят со своими скримерами и спасительной рукой церкви. И хорошо.