В самом конце августа 2011 года к автору этих строк обратились т-щи из редакции газеты «Труд» с просьбой написать материал о прошлом и будущем группы «Ария». Момент был подходящим – из группы только что оказался изгнан вокалист экстракласса Артур Бркут… Сел и написал, но материал так и не был опубликован ни в газете, ни на её Web-сайте. Объяснение было стандартное – «а мы с этим материалом уже опоздали»…
К сожалению, мое предчувствие, высказанное в этом материале, сбылось – с новым вокалистом «Ария» и впрямь превратилась в слаболегитимный коллектив имени самого себя, от которого, по большому счёту, осталось только имя. Ну что ж, это выбор музыкантов.
Почему группа «Ария» пережила эпоху перестройки?
Прежде всего, у «Арии» впервые в СССР появился действительно качественно записанный альбом в стиле хэви-метал. Хотя, конечно, по мировым меркам это произошло достаточно поздно (октябрь 1985), но материал, при всей его откровенной вторичности, был совершенно неунылым и качественным. Ну не будет же никто упрекать, допустим, японцев Loudness за вторичность? Как эксперт могу сказать, что магнитоальбом «Мания величия» превосходил по качеству продюсирования и исполнения не меньше половины того, что записывалось в подобном стиле в те годы в рок-колониях. Нужно еще раз напомнить, что магнитоальбомы в стиле хэви-метал, записывавшиеся в СССР до того момента, были каким-то горем горьким – как пример можно привести записи «Смещения», «99%» и первого состава «Черного кофе». Да и металлизм как массовое движение только-только расцвел, зародившись летом 1984 года – так что с дебютом «Ария» попала в точку.
Не нужно забывать, что публичная карьера «Арии» началась с изрядного даже по меркам сегодняшнего дня медиа-скандала, то есть выступления на устном выпуске газеты «Московский комсомолец» в ДК МАИ 5 февраля 1986 года. При том, что «Ария» к тому моменту уже как минимум пару месяцев играла второе отделение после аккомпанирования Антонине Жмаковой в первом отделении концерта (лично был на таком концерте в киноконцертном зале «Новороссийск» 5 ноября 1985 года), подобные выступления никого не задевали и никакие такие страшные металлисты на них не ходили – еще бы, на афише было написано «Поющие сердца». То есть концерт 5 февраля 1986 года был таким первым и последним происшествием на территории России, когда уже очень хорошо известная благодаря магнитоальбому группа, настоящий культ, вышла на публику и никого не разочаровала – музыканты-то там были профессиональнейшие. Об этом концерте в результате насочиняли массу легенд – но я как свидетель могу сказать, что публика там, во-первых, не бушевала (да и металлистов-то там было человек 60 максимум) и, во-вторых, в ментовку там повязали человек 12 – если не менее. Скандал в реальности свелся к тому, что на сцене волосатые мужики в спандексе и клепках качественно играли хэви-метал, а в зале отдельные волосатые личности трясли «козами» – это, в общем-то, и сейчас считается опасным и общественно порицаемым. Вот скандал и способствовал раскрутке группы.
Затем, у «Арии» был нормальный менеджер – покойный Виктор Векштейн, который, пользуясь всеми наработанными за 15 лет в «Поющих сердцах» связями, пропихивал группу куда надо – всякие там антивоенные концерты-митинги, как это тогда называлось…
И еще одна деталь, о которой забывают: в те годы «Ария» отлично смотрелась на сцене. Здесь нужно отдать должное замечательной костюмерше по имени Зоя, которая и соорудила музыкантам такой совершенно фирменный прикид [а мне в те же годы еще и джинсовую куртку пошила! – авт.].
Сочетание всех вышеперечисленных факторов и плотного гастрольного графика привело к тому, что у «Арии» образовалось просто невероятное количество поклонников – и это помогло группе нормально пройти и через радикальную смену состава и, отчасти, стиля, и через разлад со своим менеджером. Да и пресса о группе писала – хотя, например, «Московский комсомолец» удостоил группу статьи лишь в 1990 году!
Почему группа «Ария» пережила 90-е?
А потому что работала и надеялась, хотя положение было – хуже некуда. Автор сам летом 1994 года принимал участие в организации концерт групп «Ария» и Lady Prowler, работавшей разогревом у звезд – так мы продали на это шоу аж 140 с чем-то билетов, причем после сета Lady Prowler в зале и сотни человек не осталось. Ничего, «Ария» работала – как на серьезной арене! Возрождение же группы – и об этом знают немногие – началось очень по-западному: осенью того же 1994 года были выпущены первые майки и рюкзаки с ее символикой. И пошло-поехало… В начале 1995-го Moroz Records переиздал все альбомы группы на CD, и все позабывшая, а то и не знавшая, публика очень удивилась – у нас в стране есть хэви-метал? Нужно помнить, чем были эти «модные и альтернативные» доинтернетные 90-е, чтобы понять, что в ситуации тотальнейшего безрыбья и тщательной фильтрации информации модными товарищами «Ария» вновь воспринималась как совершенно шоковое явление. Вот так и состоялось второе пришествие группы.
Почему имя «Арии» не затерялось и сейчас?
Говоря честно, хотя бы потому, что «Ария» осталась одной из немногих отечественных групп, излучающих со сцены хоть какую энергетику. Кстати, именно энергетической составляющей концертов объясняется тот факт, что на концертах «Арии» вечно полно пионеров – молодой и гормонально избыточный организм не обманешь! Хотя публика обычно этого не понимает и рассуждает о «глубокомысленных текстах» и «русскости» группы.
К тому же присутствие в группе на протяжении почти девяти лет лучшего вокалиста нашей рок-сцены Артура Беркута здорово ее подтянуло, хотя отцы-основатели вечно заставляли петь Артура в малоподходящих для него тональностях.
Что с «Арией» случится дальше?
Вот уж не знаю. Увольнение Артура из состава пробило в группе огромную, и в первую очередь энергетическую, дыру, и я не представляю, как будет материал, написанный под него – и даже частично с ним записанный – интерпретироваться новым вокалистом. Насколько я понимаю, вокалистом хотят брать кого-то из молодых и относительно малоизвестных – но тут очень и очень велик риск, что группа лишится своей легитимности как настоящий рок-динозавр с составом из ветеранов рок-сцены.
Мне не очень нравится странный консерватизм современной «Арии» – ладно, все мы любим Iron Maiden, но неужели кроме них, природа не создала образцов для подражания? Ведь было совершенно ясно, как естественный вокал Артура мог бы встраиваться в чуть более усовершенствованный материал в духе американского ривайвл-хэви «нулевых» годов (Gothic Knights, Icarus Witch или Twisted Tower Dire) – так нет же, Артура заставляли петь «под Кипелова».
Мое личное отношение к «Арии»
Несмотря на известную и лезущую в уши вторичность материала, я считал и считаю, что альбомы «Мания величия» (1985), «С кем ты?» (1986) и, с определенными оговорками, «Герой асфальта» (1987) – классика нашего хэви-метала. Но для меня настоящая «Ария» – это ее первый концертный состав с Аликом Грановским и Андреем Большаковым. Альбомы с Артуром Беркутом не так уж плохи, но уж как-то намеренно архаичны, перегружены текстуально и слишком прямолинейно для нашей эпохи спродюсированы.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •