Найти тему
ScrollsOfFantasy

Ричард Бейкер, "Город воронов" - авантюрное фэнтези из причудливого потока головоломок

Отсюда: https://in.pinterest.com/pin/382876405791607065/
Отсюда: https://in.pinterest.com/pin/382876405791607065/

По миру "Подземелий и драконов" порой выходят очень даже неплохие книги. И тут вот что меня озадачивает. Вроде бы, "Подземелья и драконы" предоставляют многотомные сборники правил. Кажется, что фэнтези, написанное с учётом всех этих условностей, должно быть чрезвычайно шаблонным.
А получается оно почему-то куда менее стандартным, чем вроде бы "вольное", "пиши-как-хочешь" фэнтези.

"Город воронов" Ричарда Бейкера - такой пример. Тот, кто играл в "Подземелья и драконы", приятно удивится как относительно знакомым местностям (зависит, впрочем, от того, знакомы ли Вам окрестности Ravens Bluff'а), так и вполне привычным фракциям, вроде Красных волшебников Тэя. Но и тот, кто не знаком с миром Фаэруна, сможет без труда понять суть происходящего в книге (*).

*)
Кстати, ещё один плюс - перед нами одиночный роман. Ждать продолжения, чтобы понять "а что это вообще было?" - не потребуется.

Главный герой, Джек Рейвенвальд, представляет собою мелкого мошенника с большим самомнением. Его биография нам в целом неизвестна, и он словно бы сразу появляется перед нами целиком: с изысканными манерами, изящно одетый, без гроша в кармане и на крыше купеческого дома. Джек владеет магией (в терминологии "Поздемелий и драконов" он является колдуном, хотя Джек и не знает этого слова), в основном в области иллюзий, что частенько позволяет ему выходить сухим из воды - но, увы, далеко не всегда.

В частности, в тот год, что мы за ним наблюдаем, Джек впутывается одновременно сразу в несколько интриг, которые переплетаются между собой довольно причудливым образом. Читателю далеко не сразу станет ясно, в чём вообще состоит главный куш в разворачивающейся игре.
Что написано в таинственной книге, пропавшей полвека назад? Что за ерунда происходит на ежегодном городском балу? И зачем красная волшебница Тэя обращается за консультацией к самому дешёвому и много пьющему мудрецу всего города? (ну, тут я могу раскрыть часть секрета:
именно потому, что он пьющий).

Эту книгу я бы скорее отнёс к разряду лёгкого чтения - но всё-таки не бездумного, а, скорее, остроумного. Сам мир "Подземелий и драконов", наполненный множеством противоборствующих сил, предрасположен к тому, чтобы давать главному герою (а заодно и читателю) распутывать загадку за загадкой - и не всегда правильно. Однако по мере продвижения сюжета нам предстоит столкнуться уже не только с головоломками, но и с моральным выбором, который встаёт перед нашим авантюристом. Джек меняется на протяжении книги, но так и не становится героем и рыцарем в сверкающих доспехах. Он не готов склониться перед врагами, да! Но не потому, что они очень плохие (и опять же, сам мир Фаэруна не даёт места конфликту типа "мы - хорошие, они - плохие"), а потому что он вообще не привык кланяться.

Джек идёт по жизни легко, раздражая всех окружающих, но следить за его беспредельными по наглости выходками - частенько неудачными, - одно удовольствие. Как ни странно, в фэнтези излишнее напряжение может навевать скуку - мы знаем, что полное поражение невозможно, потому что тогда "про что ты будешь писать, а, автор?". Но Джек - не эпический герой, а авантюрист. Ему хватает одного успеха после десяти неудач. И невольно его успех зачаровывает больше всего как раз тогда, когда мы уже предчувствуем очередной провал.
Что-то подобное, несомненно, можно сказать и о всей литературе фэнтези.

Напомню ещё, что писал о любопытном романе по Magic the Gathering.