Сегодня хочется поговорить о сложном кино и почему его стоит смотреть, даже если для вас такие фильмы являются скучными и непонятными. Вместо того, чтобы смотреть очередной экшн, который не станет вас загружать физически и ментально, попробуйте рискнуть и посмотреть что-нибудь из сложного. Такие фильмы не нужно просто смотреть, в них нужно всматриваться. Такие фильмы тренируют вашу смекалку, вашу память, вашу внимательность к деталям. Сразу ничего не даётся легко, однако, со временем вы заметите, насколько стали вы разборчивее в сюжете, отсылках, символике и поймете какую-то часть того, что именно рассказывал автор вам.
Фильм Враг, является непонятым кино для множества людей. В этом нет ничего страшного или постыдного, но не стоит ставить на нём крест, попытайтесь дать шанс ему и себе.
Сюжет
"Опасайся встречи с самим собой" - слоган фильма.
Слоган фильма сразу перед просмотром наталкивает нас на двусмысленность. В основном, слоганы никому не интересны, поэтому просто оставим это здесь, но я советую вам запомнить эту фразу. Фраз в фильме будет очень много.
Фильм начинается с очень интересной фразы - "Хаос, это порядок, который нужно расшифровать". Автор буквально сразу задает нам угол для просмотра своей картины.
Главный герой, Адам Белл, является учителем истории в одном из университетов Торонто. По своему темпераменту он очень суетливый, интровертный и весьма прост. У него есть девушка, но их отношения довольно холодные и о никакой чувственности речи там не идет. Работа, дом, ночи со своей девушкой, именно таким нам показывают главного героя. На одном из обедов его коллега по работе решает завести с ним непринужденный диалог, спросив его посещает ли он кино. Диалог пришел к тому, что коллега советует ему фильм местного режиссера, что-то вроде авторского кино. По пути домой Адам случайно натыкается на кино-магазин и решается найти тот самый фильм. Этим же вечером, после того, как Адам посмотрел фильм и лёг спать, ему снится сон, а точнее концовка просмотренного фильма. В концовке фильм он замечает актёра, на заднем плане, который выглядит внешне абсолютно также как и он. Просыпаясь в ужасе, Адам пересматривает фильм и он действительно видит "двойника". В его голове зарождается идея, которая овладевает им. В его обычной жизни начинается хаос.
Дальше пойдет объяснение фильма, символики и основные вопросы, на которые многие не могут ответить. Спойлеры.
Двойник или это все один и тот же человек?
Да, это один и тот же человек, страдающий диссоциативным расстройством идентичности. Как это объясняется? Пойдем по пунктам:
- Сцена, где жена Энтони ( вторая личность Адама Белла, учителя) решается лично увидеть кто такой Адам Белл. Увидев его, она садится на соседнюю лавочку и между ними завязывается диалог. Он спрашивает какой срок. Она отвечает полгода. Её взгляд пропитан ужасающим удивлением и смятением. Однако, когда она решается набрать своему мужу Энтони, в этот момент Адам уже заходит в здание университета, пропадает из кадра и только тогда, на другом конце провода начинает отвечать Энтони. Этот момент сложно заметить, однако, автор нам показывает, что для окружающих, Энтони появляется только тогда, когда Адам (учитель) уходит из кадра.
2. Сцена, где Адам держит порванную фотографию, на которой видно
только его. После того, как Адам и Энтони поменяются образом жизни
друг с другом, будет сцена, где Адам, находясь в квартире Энтони
возьмет фотографию на которой Адам и жена Энтони улыбаются. Эти
фотографии идентичны, если вы присмотритесь. Так же, есть сцена,
когда они ложатся в кровать и жена Энтони говорит Адаму "как прошли
занятия?". Адам в ужасе и думает, что его разоблачили. Однако, жена
уже знает о его проблемах с личностями и решает убедиться, какая из
личностей сегодня с ней.
3. Сцена, когда Адам приходит к своей матери. У них ведётся диалог о
жизни Адама и том, что его тревожит. Он рассказывает ей об Энтони и
встрече в мотеле с ним. Его мать говорит фразу, которая расставляет все
на своим места. "Хватит уже мечтать об актерской карьере, у тебя
уважаемая работа, жена". Адама это повергает в легкий шок. Помимо
этого, в фильме нам показывают то, как Энтони любит чернику, а Адам
её терпеть не может. В этой же сцене у матери в квартире, мать даёт ему
чернику. Адам говорит ей, что он ненавидит её, однако мать удивляется
и говорит ему " о чем ты говоришь, ты её обожаешь". Таким образом,
автор, снова нам показывает, что Адам и Энтони это один человек.
Пауки и что они означают?
Символизм пауков в фильме понять не так уж сложно. Я не буду углубляться во Фрейдизм, а попытаюсь объяснить простыми словами. Что делают пауки? Плетут паутину, заманивают в сети и так далее. В фильме, пауки символизируют контроль, власть, подавление мужского начала главного героя.
Если вы обратите детальное внимания к сценам, где главный герой беседует со своей матерью, то вы заметите разницу между ними. Главный герой зажат, неуверен и немного испуган. Мать же наоборот, уверенна, общается в принудительной форме и живет довольно роскошна. Можно сделать вывод, что первый, кто начал подавлять Адама, это его родная мать. Большой паук в городе, скорее всего символизирует его родную мать. Так же, имеет место быть, что большой паук символизирует в принципе сам город. Автор неоднократно показывает там большое количество проводов, что является ассоциацией с паутиной. Так же, сцена, где Энтони едет с любовницей Адама и в разгаре ссоры они попадают в аварию. В этой сцене автор акцентирует внимание на разбитом лобовом стекле машины, которое очень сильно похоже на паутину.
Смысл фильма и последней сцены
Цитата из фильма:
" Гегель сказал, что все величайшие события в мире повторяются. Затем, Карл Маркс добавил... В первый раз это трагедия, а во второй это фарс".
Это высказывание является ключом к пониманию всей картины. Адам, преподаватель истории и нам неоднократно показывают, как он рассказывают одну и ту же лекцию из раза в раз. Адам является физическим воплощением этой цитаты. Изначально, мы смотрим фильм и думаем, что главный герой прошел через принятие проблемы, искупление и так далее. Однако, весь сюжет фильма, это хаос, который нужно расшифровать. Узнаете о чём идет речь? Именно!
С того момента, как забеременела жена Адама его свобода, его мужское начало было поставлено под удар. Именно с этого момента начинается вся его история. И вроде он приходит к тому, что прошел искупление и понял свою проблему, но в финальной сцене, когда он открывает все-таки то письмо, в котором оказывается ключ от тайного клуба, его порабощает соблазн. Соблазн владеет Адамом, а страхи являются стрессором.
Финальная сцена, которая может смело претендовать на лучшую хоррор сцену в кино за последние 10 лет, это паук, который испуган. В глазах Адама мы не видим страха. Его взгляд больше напоминает лёгкое разочарование или досадное понимание своих проблем. С момента беременности, Адам всегда видел свою жену именно так, как в последней сцене, то есть пауком. Паук в этой сцене был испуган. Это означает, что жена снова поняла, что Адам ушел и его страхи, соблазны снова взяли вверх над ним.
Моё мнение
Лично для меня "Враг" является интерпретацией проблемы в современном обществе. Проблемы с ментальным здоровьем за последние десятки лет невероятно возросли. "Враг" - это человек, который проиграл в борьбе со своими страхами. Это человек, которого подавляли его же близкие, а точне мать. Это история о том, как семья становится диктатурой, как страх потерять свою свободу и независимость сильнее чем семейные ценности, ответственность и поддержка. Главный герой и есть "Враг". В первую очередь враг самому себе.