Найти тему
cinéma insolite

10 избранных фильмов Китая за последние 30 лет

Оглавление

Китай — это страна не только с одной из самых древних и богатых культур в мире, но и с очень интересным и необычным настоящим, сочетающим опыт других государств с собственным колоритом и инновациями. Если раньше китайские режиссеры чаще снимали фильмы о своей истории, то сейчас они все чаще обращаются к проблемам современного Китая. Разумеется, кино в Китае снимается много, и все оно очень разное. В этой статье я расскажу о десяти интересных, разных и сравнительно недавно снятых фильмах из самой населенной страны планеты.

"Подними красный фонарь" (1991, реж. Чжан Имоу)

Минималистичный, клаустрофобный и даже страшный фильм о женщине, попавшей в гарем четвертой наложницей. На мой вкус, лучший фильм Чжана Имоу — режиссёра, который очень многое сделал для продвижения китайского кино в мире. Логично начать именно с него.

"Прощай, моя наложница" (1993, реж. Чэнь Кайгэ)

Кинороман о жизни двух оперных актеров, начиная с их молодости. Первый и единственный главный приз в Каннах Китаю принес режиссер Чень Кайгэ — еще один из ключевых популяризаторов национального кинематографа в мире.

-2

"Под жарким солнцем" (1994, реж. Цзянь Вэнь)

Игры с памятью, которые сразу обозначает автор фильма Цзянь Вэнь, ведут его к романтично-ностальгическим рассказам о собственной молодости, пришедшейся на период китайской культурной революции. Сам создатель не скрывает того, что многое не помнит, а что-то подкрашивает более яркими и нужными красками, ведь именно этим нам так дороги собственные воспоминания. Пройдут годы, и деталей будет вспоминаться всё меньше, а краски будут становиться всё ярче.

-3

"Платформа" (2000, реж. Цзя Чжанкэ)

Цзя Чжанкэ я считаю лучшим китайским режиссером и рекомендую посмотреть все его фильмы, но остановлюсь именно на этом. История молодежной музыкальной труппы с конца 70-х по начало 90-х. За это время они много пережили: взросление, своеобразную «перестройку» страны, смену репертуара с песен про Мао на каверы Modern Talking, неразделенную любовь... Проходящий мимо поезд так и не забрал их, и они остались на платформе. Безумно красивое и трогательное кино. Очень рекомендую.

-4

"Девушка Нуань" (2003, реж. Хо Цзяньци)

Хо Цзяньци — режиссер, у которого лучше всего получаются нежные пасторальные фильмы. Эта картина — экранизация произведения нобелевского лауреата Мо Яня, щемящая душу история о воспоминаниях и роковых ошибках, ломающих судьбы.

-5

"Летний дворец" (2006, реж. Лоу Е)

Деревенская девушка уезжает учиться в Пекин, где открывает для себя прелести большого города. Очень приятное кино о романтике студенчества, где есть и любовь, и демонстрации.

-6

"Шанхайские мечты" (2005, реж. Вань Сяошуай)

А героиня этого фильма только и мечтает уехать из провинции в Шанхай, но все вокруг против этого. А пока ничего не получается, она живет бурной школьной жизнью 80-х. Когда смотрел этот фильм, казалось, что он о последних годах СССР.

-7

"Бегемот" (2015, реж. Чжао Лян)

Современный китайский Дзига Вертов. Документальный фильм о том, как в чистом поле появляется новый жилой район. Размах промышленности впечатляет, как и съемки.

-8

"Долгий день уходит в ночь" (2018, реж. Би Гань)

Режиссер Би Гань, подобно нобелевскому лауреату, хочет нанести на культурную карту мира свой родной край, и здесь он, как и в своем дебютном фильме, снова рассказывает о маленьком городе Кайли в провинции Гуйчжоу. Первая половина картины является сумбурным набором событий и воспоминаний, а во второй мы снова погружаемся в сон - на сей раз еще более долгий и волшебный.

-9

"Слон сидит спокойно" (2018, реж. Ху Бо)

Депрессивное экзистенциальное бытописание, сделанное очень интересно, в первую очередь, нарративно, что неудивительно, т.к. режиссер фильма Ху Бо на момент съемок уже был известным писателем.

Особенностью всех сюжетных линий является преодоление клаустрофобии, причем чем дальше, тем больше по ходу повествования. Если все они начинаются в неуютных, грязных квартирах, где каждому из персонажей противно находиться по тем или иным причинам (как правило, вследствие тяжелых и сложных отношений с близкими), то продолжаются уже на улицах — опасных, нестабильных, но полных надежд на то, что и эта городская клаустрофобия в какой-то момент будет преодолена.

-10