Про созависимость, созависимые отношения сказано не мало. Тема многогранная и многоуровневая.
Внутри профессионального сообщества нет единого мнения, - является ли созависимость болезнью, наряду с зависимостями. Лично я не стала бы относить это явление к болезни, так как болезнь предполагает некое отклонение от условной усредненной нормы «здоровья», в то время как созависимое поведение в нашей культуре очень даже нормативно, и даже поощряемо.
Я обозначу созависимость как особую сформированную структуру личности или реактивное состояние человека, которое характеризуется фиксацией на другом человеке.
Состояние это можно рассматривать на обширном континууме. Созависимость может носить как временный ситуационный характер, так и охватывать всю личность человека, оставляя на ней свой властный след.
Приведу пример. У мамы серьезно заболел один из двоих ее детей. Все ее сознание охвачено переживаниями за того ребенка, который болен. Она сама готова не есть и не спать, только бы сделать все, от нее зависящее, и сохранить жизнь и здоровье малыша. Что происходит со всеми остальными сферами жизни женщины в этот период? Конечно, они проседают, так как мать не может, да и не в силах, уделить им внимание. Провисает ее социальная жизнь, ее личная сексуальная жизнь, ее здоровье и отдых, ее профессиональная жизнь, страдает и плачет ее здоровый ребенок, так как уверен, что потерял маму.
Если эта история временная и малыш идет на поправку, отношения в семье гармонизируются. Фиксация семьи на одном из детей постепенно нивелируется. Мама возвращается в привычную жизненную колею, уделяя внимание и другим сферам жизни. Если мама ( или родители) не являются созависимыми по своей сути, то эту историю можно рассматривать, как временное состояние активации всех ресурсов семьи – и материальных, и физических, и эмоциональных, - на человечке, который в этом нуждался.
Теперь рассмотрим другую ситуацию. В семье живет человек, хорошо употребляющий алкоголь. Вся семья становится фиксированной на нем, - трезвый он сегодня пришел или пьяный, а если пьяный, - то насколько сильно. Ведь от степени его опьянения может многое зависеть – будет ли вечер спокойным или разразится скандал; будут ли дома деньги или придется занимать у знакомых; будут ли оскорбления или побои от пьяного человека; или наоборот, беспокойство за него, его здоровье, сердце, печень, желудок и т.д. Таким образом формируется семейная структура, которая замыкается на одном человеке, а потребности и нужды других членов семьи как будто и не важны, и можно их как-то подстроить под обстоятельства.
Приведу третий пример. Молодая пара. Живут вместе не первый год. Молодой человек не спешит оформлять отношения, она не требует. Все домашнее хозяйство – на ней, она не просит помощи. Ведь «женщина все должна успевать». Продукты и вещи в дом так же покупает она, ведь она же готовит. А что же он? Он работает, так же, как и она. Она не знает о его зарплате, он же не обязан о ней говорить и что-то тратить на их жизнь. Она не высказывает ему ни одной просьбы, слушает его и мотивирует. Ей сказали на тренинге, что «женщина должна вдохновлять мужчину». А где же здесь вообще она? Где ее потребности? Что она хочет от жизни и от отношений с мужчиной в частности? Вопросы открытые…
Она зафиксирована не на своей жизни, а на нем. Она старается быть нужной и необходимой, заслуживает свое право быть с ним. И это не любовь ( как принято считать), а созависимость.
Она служит ему, чтобы не иметь дело с собой. Соприкасаться со своими чувствами ей очень больно, поэтому она лучше опять задумается о том, что же он сейчас чувствует.
Созависимость рождается не в отношениях в паре, а в родительском доме. Формируется в семьях:
- с зависимым членом семьи;
- с тяжело больным членом семьи;
- в эмоционально-депревированных семьях, где приходилось заслуживать любовь;
- в семьях с инверсией детско-родительских ролей (например, старшая дочка несет функции мамы по отношению к младшим и к родителям, пока они в запое);
- в семьях с любым видом насилия.
И самое интересное и драматичное состоит в том, что человек, формируясь по созависимому типу, выбирает и во взрослой жизни такие же отношения, как понятные и привычные, где он несчастен, но чувствует себя «как дома».
Автор: практикующий психолог Тамара Андриянова.