Представьте, что вы хотите объяснить школьникам, где находится север, юг, запад, восток. Вы нарисуете розу ветров или стрелку компаса. Так нагляднее.
Теперь вам нужно рассказать о климате, и для этого вы изобразите стрелками циклоны и антициклоны.
Ну а если возникла необходимость рассказать о формах рельефа на уроке, посвященном геоморфологии, то как еще вы покажете в классе как выглядит ложбина, овраг или склон?
Вы можете их изобразить, а когда выйдете с детьми на местность, дабы подкрепить свои слова практикой, они сразу вспомнят ваш замечательный рисунок на доске и найдут и ложбину, и седловину, и склон и хребет.
А уж если вы возьметесь объяснять им где находится Австралия, ну конечно вы повернетесь к карте и покажете на ней. По моему мнению, карта является настоящим произведением искусства и ценится с глубокой древности, когда она еще создавалась вручную путешественниками и картографами.
Вспомним одну из самых известных первых карт России – «Карту Федора Годунова», сына Бориса Годунова. И хотя, доподлинно не известно действительно ли Федор Годунов нарисовал «чертеж Московии» во время урока географии, мы верим в это, потому что помним эпизод из пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
Царь Борис: «А ты, мой сын, чем занят, это - что?»
Царевич: «Чертёж Земли Московской. Царство наше
из края в край. Вот видишь: тут – Москва,
тут – Новгород, тут – Астрахань, тут – море.
Вот пермские дремучие леса, а вот – Сибирь».
Картина такая живая, что нам хочется верить, что даже сын Царя, изучая географию, использовал свое умение рисовать.
Уверенность в том, что рисовать было необходимо учителю географии в школе, вселила в меня книжечка, которую я обнаружила в нашей домашней библиотеке. А.А. Половинкин «География и рисование», изданная в 1952 (!) году издательством Учпедгиз.
Вот как ответственно подходили к преподаванию географии в школе. Учителей обучали искусству рисовальщика.
Их учили класть штрихи, использовать перспективу, управлять тенью и изображать узнаваемые элементы пейзажа: деревья, горные породы, явления природы.
Это ли не настоящая педагогика! Учитель должен уметь не только учить…
Картограф, топограф, геодезист не сможет обойтись без рисунков, абрисов, карт, схем, условных обозначений.
А сколько путешественников талантливо создавали картины и рисунки в своих экспедициях. В географии много такого, что требует зарисовок. Иначе не объяснишь словами. Поэтому чаще всего путешественники и исследователи были хорошими рисовальщиками. В.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.А. Северцов, Н.М. Пржевальский, Нансен и другие. Изобретение фотографии лишь отчасти облегчило работу географа-рисовальщика. Фотография изображает все, и за деталями часто теряется главное. Не все географические объекты могут быть хорошо и наглядно сфотографированы из-за своей недоступности или неудобного расположения.
В моей семье есть географы, картографы и геодезисты. Все мы в той или иной степени учились рисовать и применяем свои навыки в профессии и в жизни.
От акварели, пера, туши, которые использовал мой папа-картограф в далекие 60-е годы во время картографирования территории СССР, от карандашных абрисов во время геодезической и мензульной сьемки, которые делала я, когда училась в Университете, от вдохновенных рисунков изобар моей сестры, рассказывающей географические факторы климата, до оцифровки карт для ГЛОНАС, которые выполняла моя дочь.
Вот такая эволюция навыков рисования у нескольких поколений географов, картографов, геодезистов, топографов.
Шуточное название моей статьи не случайно. Помните роман российского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил», а потом и одноименный фильм с Константином Хабенским?
Так вот недавно в дверь позвонил сосед и спросил, не поменяю ли я на бутылку водки (а лучше две) очень ценную вещь, которая просто необходима мне для счастливой жизни. Вещь, без которой не может жить ни один уважающий себя геодезист (хоть и бывший) и уж тем более художник-график. Я очень заинтересовалась и была готова отдать все мои новогодние запасы водки, чтобы узнать уже, наконец, что же такое ценное, без чего я не проживу, хочет предложить мне простой-работяга сосед. Картину Ван Гога что ли?
Но нет, это была не картина…. А топографический планшет 1946 года. Нарисованный тушью, вручную. Он был потрепанный и серый, кое-где затертый и перерисованный. В некоторых местах тушь была срезана бритвой, и изображение нарисовано заново. С обратной стороны были перечислены фамилии исполнителей полевых работ, которые вносили изменения в разное время. Это, пожалуй, стоило не одной бутылки водки…
Как эта почти антикварная вещь могла оказаться у соседа-водителя, далекого от географии и картографии? На мой удивленный вопрос, тот сказал, что планшет тоже достался ему за бутылку водки.
Моя фантазия нарисовала картину: нерадивый географ в поисках выпивки, отдает водителю дальнобойщику, остановившемуся поужинать в маленьком мотеле на обочине, этот удивительный топографический рисунок, неизвестной местности, когда-то вероятно несший секретную стратегическую информацию.
Вот такие виражи иногда преподносит жизнь.
Ну что, убедила я вас, что умение рисовать - неоценимый дар, который обогащает любого человека и повышает его профессиональную ценность? А любовь к графике иногда вносит в жизнь неожиданные коллизии.
Если вам интересно, в каких еще профессиях необходимо умение рисовать, подписывайтесь на мой канал. Впереди – много полезного.