Найти в Дзене

Географ, который не только глобус пропил…

Оглавление

Представьте, что вы хотите объяснить школьникам, где находится север, юг, запад, восток. Вы нарисуете розу ветров или стрелку компаса. Так нагляднее.

Роза ветров. Рис. В.Богомазова
Роза ветров. Рис. В.Богомазова

Теперь вам нужно рассказать о климате, и для этого вы изобразите стрелками циклоны и антициклоны.

-3

Ну а если возникла необходимость рассказать о формах рельефа на уроке, посвященном геоморфологии, то как еще вы покажете в классе как выглядит ложбина, овраг или склон?

Вы можете их изобразить, а когда выйдете с детьми на местность, дабы подкрепить свои слова практикой, они сразу вспомнят ваш замечательный рисунок на доске и найдут и ложбину, и седловину, и склон и хребет.

-4

А уж если вы возьметесь объяснять им где находится Австралия, ну конечно вы повернетесь к карте и покажете на ней. По моему мнению, карта является настоящим произведением искусства и ценится с глубокой древности, когда она еще создавалась вручную путешественниками и картографами.

Вспомним одну из самых известных первых карт России – «Карту Федора Годунова», сына Бориса Годунова. И хотя, доподлинно не известно действительно ли Федор Годунов нарисовал «чертеж Московии» во время урока географии, мы верим в это, потому что помним эпизод из пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

Царь Борис: «А ты, мой сын, чем занят, это - что?»
Царевич: «Чертёж Земли Московской. Царство наше
из края в край. Вот видишь: тут – Москва,
тут – Новгород, тут – Астрахань, тут – море.
Вот пермские дремучие леса, а вот – Сибирь».

Картина такая живая, что нам хочется верить, что даже сын Царя, изучая географию, использовал свое умение рисовать.

Уверенность в том, что рисовать было необходимо учителю географии в школе, вселила в меня книжечка, которую я обнаружила в нашей домашней библиотеке. А.А. Половинкин «География и рисование», изданная в 1952 (!) году издательством Учпедгиз.

-5

Вот как ответственно подходили к преподаванию географии в школе. Учителей обучали искусству рисовальщика.

Их учили класть штрихи, использовать перспективу, управлять тенью и изображать узнаваемые элементы пейзажа: деревья, горные породы, явления природы.

Это ли не настоящая педагогика! Учитель должен уметь не только учить…

Обучающие рисунки местности из книги А.А. Половинкина «География и рисование»
Обучающие рисунки местности из книги А.А. Половинкина «География и рисование»

Картограф, топограф, геодезист не сможет обойтись без рисунков, абрисов, карт, схем, условных обозначений.

Условные обозначения
Условные обозначения

А сколько путешественников талантливо создавали картины и рисунки в своих экспедициях. В географии много такого, что требует зарисовок. Иначе не объяснишь словами. Поэтому чаще всего путешественники и исследователи были хорошими рисовальщиками. В.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.А. Северцов, Н.М. Пржевальский, Нансен и другие. Изобретение фотографии лишь отчасти облегчило работу географа-рисовальщика. Фотография изображает все, и за деталями часто теряется главное. Не все географические объекты могут быть хорошо и наглядно сфотографированы из-за своей недоступности или неудобного расположения.

Рисунок  Н.Н.Миклухо-Маклая
Рисунок Н.Н.Миклухо-Маклая
В.П. Рисунок Семенова-Тян-Шанского
В.П. Рисунок Семенова-Тян-Шанского

В моей семье есть географы, картографы и геодезисты. Все мы в той или иной степени учились рисовать и применяем свои навыки в профессии и в жизни.

От акварели, пера, туши, которые использовал мой папа-картограф в далекие 60-е годы во время картографирования территории СССР, от карандашных абрисов во время геодезической и мензульной сьемки, которые делала я, когда училась в Университете, от вдохновенных рисунков изобар моей сестры, рассказывающей географические факторы климата, до оцифровки карт для ГЛОНАС, которые выполняла моя дочь.

Вот такая эволюция навыков рисования у нескольких поколений географов, картографов, геодезистов, топографов.

Шуточное название моей статьи не случайно. Помните роман российского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил», а потом и одноименный фильм с Константином Хабенским?

Так вот недавно в дверь позвонил сосед и спросил, не поменяю ли я на бутылку водки (а лучше две) очень ценную вещь, которая просто необходима мне для счастливой жизни. Вещь, без которой не может жить ни один уважающий себя геодезист (хоть и бывший) и уж тем более художник-график. Я очень заинтересовалась и была готова отдать все мои новогодние запасы водки, чтобы узнать уже, наконец, что же такое ценное, без чего я не проживу, хочет предложить мне простой-работяга сосед. Картину Ван Гога что ли?

Но нет, это была не картина…. А топографический планшет 1946 года. Нарисованный тушью, вручную. Он был потрепанный и серый, кое-где затертый и перерисованный. В некоторых местах тушь была срезана бритвой, и изображение нарисовано заново. С обратной стороны были перечислены фамилии исполнителей полевых работ, которые вносили изменения в разное время. Это, пожалуй, стоило не одной бутылки водки…

-10
-11

Как эта почти антикварная вещь могла оказаться у соседа-водителя, далекого от географии и картографии? На мой удивленный вопрос, тот сказал, что планшет тоже достался ему за бутылку водки.

Моя фантазия нарисовала картину: нерадивый географ в поисках выпивки, отдает водителю дальнобойщику, остановившемуся поужинать в маленьком мотеле на обочине, этот удивительный топографический рисунок, неизвестной местности, когда-то вероятно несший секретную стратегическую информацию.
-12

Вот такие виражи иногда преподносит жизнь.

Ну что, убедила я вас, что умение рисовать - неоценимый дар, который обогащает любого человека и повышает его профессиональную ценность? А любовь к графике иногда вносит в жизнь неожиданные коллизии.

Если вам интересно, в каких еще профессиях необходимо умение рисовать, подписывайтесь на мой канал. Впереди – много полезного.