В туристской инфраструктуре транспорт является важнейшим компонентом. Развитие туризма и транспортного комплекса тесно взаимосвязанный процесс. В настоящее время туризм считается одним из главных факторов, который определяет спрос на пассажирские перевозки в мире, но и услуги турперевозок занимают одну из ведущих ролей в турбизнесе.
В современную эпоху происходит качественное совершенствование подвижного состава и стационарных транспортных сооружений, используемых в туризме. Но транспорт в туризме может выполнять не только функции доставки путешественников, подвижной состав и составляющие транспортной инфраструктуры могут служить и объектами экскурсионного показа. На современном этапе в период бурного развития международного туризма,чтобы быть конкурентоспособным на мировом туррынке, диверсифицировать все составляющие туристской индустрии крайне важно.
Основным видом городского электрического транспорта являются трамваи и троллейбусы, которые традиционно ассоциируются только с поездками в пределах городской черты, являясь городским общественным транспортом. Но на сегодняшний день существуют маршруты, которые связывают города и страны. И ныне и городские, и междугородние линии электротранспорта используются в туризме. Проведя анализ этого явления в мире, представим наиболее интересные аспекты туристского использования городского электрического транспорта.
Давайте посмотрим эти страны! Поехали!
В Бельгии существует линия междугороднего трамвая, на которой расположен самый длинный трамвайный маршрут в мире. Трамвай пересекает практически всю страну. На протяжении этого маршрута сосредоточены главные курорты Бельгии. Большая часть маршрута проходит вдоль морских ландшафтов, и открывается прекрасный вид на Северное море. В последние годы проводится широкая реклама экскурсионного использования трамвая туристами. Благодаря этому виду транспорта побережье становится более привлекательным и легкодоступным для туристов, что способствует росту турпотока. Можно сказать, что туристы, оплачивая только стоимость билета, получают возможность увидеть незабываемые ландшафты и посетить практически все основные курорты страны. Поездка та таком трамвае кроме транспортной имеет очень весомую экскурсионную составляющую.
В странах Европы транспортные компании очень четко реагируют на пожелания туристов, организовав международные трамваи, курсирующие между странами. Таким примером является международный трамвай Базеля. Город имеет выгодное географическое положение, он расположен на границе Германии, Швейцарии и Франции. На трассе следования трамвая находится несколько крупных бальнеологических курортов альпийских стран. Туристы могут воспользоваться услугами этого трамвая, посещая оздоровительные центры и термальные источники. Постоянно проводится мониторинг пассажиропотока, синхронизируется расписание с крупными пересадочными узлами, чтобы туристы без трудностей из разных стран смогли добираться до места своего отдыха.
Также в последнее время общественный транспорт используется для развития промышленного туризма. В Польше был разработан уникальный туристический маршрут. Необходимо заметить, что большая часть линии проложена в промышленной зоне. Суть маршрута заключается в том, что туристы, которые путешествуют на трамвае, посещают крупные фабрики, заводы и шахты. Они могут увидеть и даже принять участие во многих производственных процессах. Власти страны видят перспективы в развития такого туризма и для этого выделяют значительные средства. С каждым годом данный маршрут становится всё более популярным, и количество туристов, желающих поучаствовать в таком «трамвайно-промышленном» туризме постоянно возрастает.
На территории Российской Федерации, можно сказать, что происходит увеличения количества туристических маршрутов с использованием электрического транспорта. Необходимо отметить самую протяженную троллейбусную трассу в мире, которая действует в Крыму от Симферополя до Алушты и дальше вдоль южного побережья Крымского полуострова. Троллейбусы преодолевают Ангарский перевал Крымских гор и связывают крупные курорты Черноморского побережья. Весь путь занимает около трех часов. Туристы массово пользуются услугами троллейбусного сообщения. На данной линии существует интересный экскурсионный маршрут. Экскурсия начинается на Привокзальной площади Симферополя. Каждую субботу и воскресенье от троллейбусной станции Симферополя в Ялту отправляется специальный рейс. Кроме водителя в салоне присутствует гид-экскурсовод. Водитель ведёт троллейбус достаточно медленно, чтобы туристы успели насладиться всеми красотами и достопримечательностями маршрута, по которому проходит экскурсия.
Давайте рассмотрим ситуацию в нашем Волгограде.
В Волгограде, линейном городе, одном из самых протяжённых городов не только России, но и мира проблема транспортной доступности отдельных районов стоит очень остро, и город имеет разветвлённую трамвайно-троллейбусную сеть, которая, конечно, в первую очередь, используется для перевозки пассажиров. Есть и отдельные примеры использования трамваев и троллейбусов в туризме.
Например, реконструированный старинный трамвайчик является достопримечательностью городского парка.
До 2018 года по праздникам на улицы Волгограда выходит «Синий троллейбус», в котором звучит музыка и иногда ведётся экскурсия.
Для того чтобы привлечь туристов в Волгоград, и не только российских,
но и особенно международных, необходимо максимально диверсифицировать виды туризма и объекты экскурсионного показа в городе, задействуя и потенциал городского электротранспорта. И здесь у Волгограда есть перспективы.
Волгоградский метротрам или скоростной трамвай, этот своеобразный гибрид метро и трамвая, сам по себе является посещаемой туристской достопримечательностью. Уникальность этого вида транспорта в том, что на линии у него есть как подземные станции, так и наземные. Такой необычный транспорт можно увидеть лишь в нескольких городах мира. Подземные станции красиво декорированы, что вызывает туристский интерес. Маршрут интересен ещё и тем, что под землей два туннеля меняются местами без прямого пересечения друг с другом. Это является важным элементом для промышленного туризма. Эта трамвайная система с элементами метрополитена входит в список журнала «Forbes» - «12 интересных трамвайных маршрутов» и почетно занимает 4 место.
Поэтому в Волгограде каждый турист, который посетил город-герой на Волге, старается обязательно познакомиться с метротрамом. Ещё важный момент, на трамвае есть возможность без пробок добраться практически до всех туристских достопримечательностей города, в этом аспекте роль метротрама тоже важна.
Хороший потенциал в экскурсионном туризме и у линий троллейбусов. В Волгограде маршрутная сеть троллейбусов охватывает центр города, и экскурсионные троллейбусы, по мнению, авторов, должны иметь место. Для экскурсии по центру города и прилегающим районам у троллейбусов удачно расположены даже разворотные кольца. Ничто не мешает создать такие экскурсионные программы. Экскурсии на троллейбусе необычны и интересны приезжающим туристам. Кроме того, списанные трамваи и троллейбусы могут использоваться как кафе, как помещения, где могут проходить меняющиеся фото- и прочие тематические выставки по истории города, по важнейшим событиям региона.