Хвост пассажирского поезда. Что это такое? Что это за зверь такой с хв-хв-хвостом?
Других забот у нас, что ли, нет, как про хвосты думать? Тут бы до зарплаты/пенсии прожить!
Да я бы и рад не думать, но ничего с собой поделать не могу. Когда бываю на железнодорожном вокзале и слышу, как по динамикам разносится голос: "... Нумерация вагонов с хвоста поезда", - меня аж передёргивает. Вот это вот: хв, хв, хв...
Ну какие хвосты?! И голова? Здесь же не зоопарк! Почему нельзя сказать нормально: нумерация вагонов с конца поезда? Или: нумерация вагонов с начала поезда? Или: нумерация вагонов от локомотива?
Неужели же пассажиры и встречающие не поймут, что начало - это сторона, куда движется поезд, а конец - сторона, откуда он прибывает?
Оглядываюсь вокруг. Нет, все заняты своими баулами и сумками или же спешат в составу, чтобы, ориентируясь на "хвост", найти нужный вагон. Абсолютно никому нет дела.
Может, это со мною что не так?
Нет, но всё же. Меня уже из принципа интересует вопрос: почему на железной дороге прижился "хвост", но не прижился "конец".
И у меня только два предполагаемых ответа. Когда-то ветер подул либо с "головы" (от начальства), либо с "хвоста" (от вокзальных дикторов).
Предположим, однажды какая-то вокзальная "дикторша", может быть, в жизни замечательный и добрый человек, но получавшая в школе меньше "четвёрок" нежели "троек", по простоте душевной сказала "с хвоста". А другие коллеги, такие же, как она, не стали ничего больше и выдумывать - раз она сказала - и всё нормально, то чего, спрашивается, париться-то? И пошло-поехало.
А начальству оно как-то и всё равно.
Другое дело, если это пошло от начальства (с "головы"). Осторожный начальник мог рассуждать так: слово "конец" - оно какое-то двусмысленное, скользкое, понимашь, вдруг наверху кому-то не понравится, подумают, что мы тут думаем про чёрте что... Нет, лучше "с хвоста".
Я, конечно, утрирую... Но других объяснений не нахожу. Потому что везде и всюду говорят и пишут: конец фильма, конец урока, конец главы, конец палки, конец верёвки... Нигде хвостов нет!
При этом я понимаю, что разные поезда формируются в разных условиях. По этой причине вагоны в пассажирском составе нумеруют либо со стороны локомотива, либо с противоположной стороны. Там вообще с нумерацией иногда бывает чехарда, когда где-то на станции происходит пересцепление вагонов. Но это совсем другая тема, к лингвистике и русскому языку она не имеет отношения.
Вам по-прежнему всё равно?
Понятно, плетью обуха не перешибёшь.
Тогда пусть поезда будут хв-хв-хвостатыми. Очень красиво и благозвучно.
Подумаешь, проблема!