ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Это образовательный стандарт нового поколения, в основе которого заложен системно - деятельностный подход. По простому - цель образования по нему - научить обучающихся учиться. Всё бы ничего, ведь научиться находить информацию самому - полезный навык, но всё было бы хорошо, если бы не было так плохо.
Так что плохо - то?
1. "Стажисты" тяжело переучиваются, а "молодняк" в школы идёт неохотно
Старшему поколению тяжело усваивать новые технологии, и никакие курсы повышения квалификации не помогают, в большинстве случаев, ФГОС у них остаётся только по бумагам. отсюда вытекает проблема, что "ФГОСу" учить молодых некому, только на бумагах, ито обрывками. А как это реализовать в реальности? Школ, где можно этому научиться немного.
2. Урок превращается в цирк
Для воплощения всех задумок (чтоб дети сами формулировали цели, тему урока и т.д.) учитель должен прибегать к иногда странным методам: специфически одеться (в японский костюм, например), включить музыку, поиграть, разыграть сценку, спеть песню...чего я только не насмотрелась на открытых уроках...на это всё тратится время, а в итоге - большая часть урока - какой - то сюр. Открытые уроки - это вообще нечто, иногда без смеха не взглянешь...
3. Дети тупеют
Ну серьёзно! Если учитель полурока пытается выстрадать у учеников тему занятия, потом просит самостоятельно поставить цель, на сам процесс обучения остаётся слишком мало времени - то, что не успели идёт на дом, а дома никто ничего делать не хочет. (кстати,по ФГОС домашние задания некоторым возрастным категориям вообще запрещены).
4. Нет преемственности
ФГОС как раз подразумевает преемственность - то есть продолжение изучения того, что пройдено, просто усложнение. А получается так, что чаще всего, дети не умеют, а должны уметь к среднему звену: слушать и слышать речь, формулировать ответ, обобщать, организовывать пространство и время, работать в группах разного размера и состава, распределять роли, брать на себя ответственность, объективно оценивать...Если в начальной школе этому не научили, то о чём говорить в более старших классах?
Я вела в первый год уроки у "фгосных первопроходцев" - зрелище жалкое...они не готовы ни к чему, они не усваивают знания вообще, либо хватает их на урок...память не развита
5. Нет чёткой стандартизации по всему
- Непонятки с внеурочной деятельностью: кто?, когда? за какие средства?
- Портфолио: зачем? как? как оценивать? кто? что это за бред вообще?
- Итоговый проект: как готовить? с кем? откуда брать? как оформлять, где хранить? какой процент уникальности? какой формат? как защищать и оценивать? и ещё много....
6. Не стандартизирована литература. Рекомендованные учебники антинаучны
Почитайте названия параграфов в географии 6 класс Домогацких и ответьте на вопрос "Почему с наклоном жить веселее?" или "Почему метеорологи всегда виноваты" или "Кто пойман в градусную сеть". Прямо в тексте автор просит не шутить! Посмотрите на фото ниже отрывки текста и ответьте на главный вопрос: как ученик будет серьёзно относиться к предмету?
Ну, с одной стороны понятно, "языком детей" написано, им интересно читать. А где принцип научности? Зачем опускаться до уровня детей, если их нужно поднимать на уровень выше? Как они научатся грамотно говорить и формулировать речь?
Нужно вернуть, как было?
Не смотря на то, что до недавнего времени образование Российское ценилось, а сейчас всё не так радужно, необходимо идти в ногу со временем. Нужно стандарты менять, но не по примеру Сингапура, Кореи, Америки и так далее, а модифицировать старую школу, ведь общество и дети в частности у нас другие! Другой менталитет! Пример: объединить некоторые предметы, пересмотреть программу и оставить только то, что реально пригодится в жизни, остальное обучающийся получит на профильном образовании, ввести отдельные тренинговые дисциплины: ораторское мастерство, менеджмент (времени, ресурсов), проектирование, копирайтинг, ну или что - то, что поможет научиться тому, чему невозможно обучиться параллельно с базовыми знанями.