«До нас не дойдет!» — наивно полагали многие жители глубинки, когда в крупных городах России регистрировались первые случаи заболевания коронавирусом. Но так как провинциалов распустили из мегаполисов по домам да и сами москвичи потянулись на природу к своим бабушкам-дедушкам, коварная поступь COVID-19 стала отчетливо слышна и в деревнях, и в селах.
Сейчас заболевшие есть во всех районах Пензенской области. Чем живет периферия в условиях самоизоляции? Для исследовательского рейда корреспондент «МЛ» выбрал село Тимирязево Башмаковского района, которое находится в 180 км от Пензы.
В центре села, как и полагается, самая важная инфраструктура: сельсовет, дом культуры, почта, сельпо и медпункт. Но так как в Тимирязево я отправилась в майские праздники, все, кроме магазина, было закрыто.
В глаза сразу бросилась красная разметка на полу — чтобы посетители соблюдали дистанцию. Как и в облцентре, продавцы здесь работают в маске и одноразовых перчатках. Но помимо этого Людмилу Борисову от покупателей отделяют еще и защитный экран из акрила и выдвинутая вперед тумба.
По словам работницы торговли, в самом начале пандемии в селе тоже начался ажиотаж — народ скупал продукты про запас. Но сейчас все успокоились, хотя повышенным спросом продолжают пользоваться «Белизна» и антибактериальные салфетки.
Товаровед Наталья Артапова добавляет: «Дефицита масок у нас в магазине не было — директор сразу же закупил большую партию, а многие и дома их держали. Если приходится выезжать в Башмаково или еще куда-то, обязательно надеваем маску, обрабатываем руки антисептиком, дверные ручки оборачиваем салфеткой — так психологически легче. Нам, деревенским, проще, чем городским: тут у каждого свой двор, можно выйти воздухом подышать — полиция не гоняет».
Следующий пункт — дом культуры. У памятника участникам Великой Отечественной войны замечаю трех рабочих — кладут новую плитку. Мастера прибыли из Белинского района, на время вахты живут в сельском общежитии. «Почему без масок работаете? Не боитесь заразиться?» — спрашиваю. «Так в них же неудобно, — пожимают плечами рабочие. — А деньги нужны — за коммунальные услуги продолжаем платить, детей надо кормить…»
Неподалеку встречаю кладовщицу семенного завода Марию Князеву. Разговорчивая сельчанка охотно делится своими соображениями об обстановке в мире: «Я верю в то, что этот вирус специально придумали! Появился из ниоткуда, и сейчас идет естественный отбор: кто слабее — умрет, кто сильнее — выживет.
Мне, если честно, страшно: к нам сейчас многие из Москвы едут самоизоляцию пережидать. Мои родственники тоже недавно приехали в соседнее село: обычно мы при встрече целовались обнимались, а в этот раз пришлось словами обойтись…»
Дочь Марии Князевой учится в 4 классе и сейчас постигает азы дистанционного обучения. «В первые дни я думала, что с ума сойду! — всплескивает руками женщина. — У меня истерика была. Городские давно уже умеют с компьютерами и телефонами обращаться, а я ничего не смыслю в этих гаджетах! Не могу дочке объяснить, помочь, она все сама осваивает — как слепой котенок, не видя учителя.
К 9 Мая Ангелина выполнила задание: надела парадную форму, прикрепила георгиевскую ленточку, бант и на камеру рассказала стихотворение. А учитель ей прислал ответ: «Молодец, пятерка!» Разве ж это обучение? Так, смех один...»
Согласна с односельчанкой и Раиса Жутова, бывшая учительница физики в местной школе: «Современные технологии дают большую нагрузку на глаза, а цифровизация образовательного процесса разобщает учеников — ни одну эмоцию в цифру не воткнешь. А без эмоций знаете, кто вырастет? Поколение людей без чувств…»
У педагога свой рецепт сохранения нервных клеток — не предаваться грустным мыслям и поменьше смотреть телевизор. «Из дома выхожу редко, в магазине беру всего с запасом, мою руки с мылом — думаю, этих азов гигиены достаточно», — заключает она.
«Если погрязнуть в страхах и тревоге, человечество выкосит не вирус, а болезни на нервной почве, — подключается к нашей беседе бывшая учительница немецкого языка Антонина Кузнецова. — Все русский народ переживал: и голод, и войны, и смену политических курсов, но люди все равно продолжали радоваться каждому прожитому дню. Это у нас в крови! Поэтому я стараюсь доставлять себе побольше маленьких весенних радостей — накупила рассады цветов, вожусь в огороде. Вот мой антивирусный рецепт!»
Автор: Анастасия Кузнецова
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии.
Подписывайтесь на наш канал.